Расскажем, что такое картер двигателя, коробки, сцепления. Какие бывают картеры, из чего их изготавливают.
- Картер — это
- Картер двигателя
- Конструктивные особенности
- Из чего изготавливают
- Разновидности картеров поршневых двигателей
- Двухтактного
- Четырехтактного
- Оппозитного
- Сухой картер
- Возможные неисправности
- Трансмиссионный картер
- Картер коробки и раздатки
- У сцепления тоже может быть картер
- Картер ведущего моста
- Уход за картерами элементов трансмиссии
Картер — это
Картер — это основная корпусная деталь в автомобилях, встречается в ДВС, КПП или коробке редуктора. Деталь используется для обеспечения защиты рабочих элементов и узлов, а также обеспечения достаточного объема для размещения моторного масла.
Рассматривая вопрос, что такое картер необходимо понимать, что его особенности напрямую зависят от специфики и размера двигателя.
В стандартных моторах, установленных в легковых автомобилях он представляет собой своеобразную коробку, в которой располагаются все движущиеся узлы и детали. Имеет достаточно большую внутреннюю полость для расположения коленвала, а в верхней его части располагается цилиндрический блок.
На двигателях малого размера картер изготавливается в качестве цельнолитой детали, однако в ДВС среднего размера литье цельной детали становится очень сложным процессом. В двигателях большого размера литые картеры не встречаются, потому как это технически не целесообразно. В ДВС большого размера картер состоит из нескольких стоек литого изготовления, либо сварных, соединенных друг с другом при помощи анкерных связей, сварки.
Картеры состоящие из нескольких стоек располагаются на раме, которая в больших ДВС представляет собой отдельную деталь.
Картер двигателя
Картер двигателя одна из самых важных деталей в легковых, грузовых и специализированных автомобилях. В нем располагается большой резервуар для масла, масляный насос с трубкой который обеспечивает подачу смазывающей жидкости на все рабочие направления.
Необходимо понимать, что картер занимает достаточно большой объем подкапотного пространства, поэтому в нем также располагаются другие системы и узлы:
- комплект подшипников и коленвал
- масляный насос
- щуп для проверки уровня масла, масляный датчик
- уплотнения манжетного типа выходов коленчатого вала
- полукольца упорные, надежно фиксирующие коленвал в штатном положении
- кривошипно-шатунный механизм уравновешивающий ДВС
- форсунки системы охлаждения поршней и смазки
Старые моторы нижневального типа в кожухе располагали распредвал.
Конструктивные особенности
Зачастую картер в автомобиле состоит из двух основных деталей: цилиндрического блока и подсоединенного к нему через прокладку поддона.
Однако также существуют более сложные модели картеров, которые имеют промежуточную плиту, прикручиваемую снизу. Она закрывает коленвал с вкладышами. Благодаря снижению массы картерного блока повышается жесткость, что положительно сказывается на эксплуатационном сроке поршневой группы. Это имеет колоссальное значение для ДВС выполненных из легких сплавов, потому как даже малейшая деформация влечет за собой неравномерный износ цилиндров.
Если насос масла монтируется с передней стороны коленчатого вала или снизу, то он приводится в действие при помощи отдельной цепи. Балансиры могут быть расположены в постелях коленвала, либо быть объединены в моноблок вместе с нижним насосом для масла, таким образом создавая полноценный модуль.
Конструкционная жесткость обеспечивается при помощи специализированных перегородок с отверстиями для уменьшения насосных потерь, а также при помощи литого оребрения.
Отдельное внимание необходимо обратить на отвод тепла, этот процесс обеспечивается благодаря циркуляции масла. Для этих целей поддон изготавливается литым с ребрами охлаждения. Однако чаще всего он производится из тонкой стали, так выгоднее и надежнее защищает от механических воздействий.
Из чего изготавливают
В старых моделях картер изготавливался из чугуна, это позволяло обеспечить достаточный уровень прочности и надежности, однако конструкция имела очень большой вес. В настоящее время картеры изготавливаются из стали или алюминиевого сплава — эти материалы значительно легче, при этом они также способны обеспечить достаточный уровень надежности и жесткости — при помощи дополнительных опор и оребрения.
Поддон, который закрывает отсек с моторным маслом, также изготавливается из алюминия либо из стали. Преимущество алюминия в маленьком весе и отличном охлаждении, однако, он значительно дороже стали.
Разновидности картеров поршневых двигателей
Существует несколько разновидностей картеров, отличающихся спецификой работы.
Двухтактного
В кожухе двухтактного типа не предусмотрена емкость для моторного масла. Дополнительная смазка обеспечивается благодаря специализированному маслу которое добавляется в рабочую смесь. Оно не сливается в отдельную емкость, а просто попадает в камеру сгорания вместе с бензином.
В ДВС этого типа картер предназначается для предварительного сжатия рабочей смеси. Она нагнется в пространство под поршнями при сжатии цилиндров. Далее при поступательном движении поршня вниз давление возрастает, и при открытии выпускного клапана рабочая смесь направляется в камеру сгорания.
Четырехтактного
В этом случае топливная смесь не находится в картере при штатном функционировании всех узлов. Оно может попасть только в том случае, если имеются какие-либо поломки.
Объем картера зависит от размера четырехтактного ДВС. Он используется для размещения резервуара под моторное масло, в нижней точке которого расположен насос для распределения поступающей смазывающей жидкости по всем узлам.
Оппозитного
В ДВС оппозитного типа картер представляет собой основную деталь, которая обеспечивает достаточный уровень жесткости всему силовому блоку автомобиля.
Одно из главных преимуществ — компактность, это позволяет снизить общую высота центра массы, что положительно сказывается на управляемости авто.
Сухой картер
Картер автомобиля стандартного типа имеет специализированную масляную ванну. Однако держать эту ванну полную масла можно только при условиях постоянного покоя или при близких к нему состояний.
В автомобилях спортивного типа стандартные модели картеров не могут использоваться из-за постоянных перепадов скорости, боковых перегрузов — невозможно обеспечить даже близкие к постоянному покою условия.
В спортивных машинах используются картеры сухого типа. Их отличие заключается в том, что они не имеют отдельную ванну для моторного масла. Моторное масло в такой конструкции не задерживается в нижней точке картера, а сразу же направляется к потребителям при помощи нескольких мощных маслонасосов. Далее жидкость отделяется от воздуха и направляется в работу.
Возможные неисправности
Картеры зачастую абсолютно не защищены на большинстве авто. Это означает, что любой удар даже небольшого камня о поверхность поддона может создать вмятину или трещину. А это, в свою очередь, может привести к серьезной поломке.
Поддоны не комплектуются защитными экранами с завода, что делает их очень уязвимыми для механических воздействий. Вмятина считается легким повреждением, потому как поддон все еще может функционировать.
В случае с трещиной произойдет утечка масла, без которого двигатель заглохнет от перегрева. При вмятине также может произойти “клин”, потому как внутренняя трубка маслонасоса может быть повреждена и не сможет всасывать и прогонять достаточное количество масла.
В случае критического повреждения на панели водителя загорится красный индикатор, увидев его необходимо как можно быстрее заглушить двигатель.
Для защиты картера используют металлические или алюминиевые штампованные листы. Детали из черного металла более дешевые, однако тяжелые, имеют толщину 2-3 мм. Алюминиевые более легкие, однако, более дорогие. Детали из этих материалов позволяют надежно защитить картер от вмятин, пробитий и трещин.
Если пробивали картер, расскажите об этом в комментариях.
Видео о ремонте картера
Трансмиссионный картер
Сегодня машины имеют не только картер ДВС, но и кожух трансмиссии. Картер есть у следующих узлов: сцепление, ведущий мост, коробка передач, раздаточная коробка.
Картеры различаются, однако у них есть и общие черты:
- специальные прорези для уплотнителей и валов
- сапун (для регулирования внутреннего давления до уровня атмосферного)
- насос всасывающий и распределяющий рабочую жидкость
- сливное отверстие смазки
Картер коробки и раздатки
Картер КПП представляет собой каркас для коробки передач в авто. Необходимо понимать, что в моделях с полным приводом кожух вмещает в себя также раздаточную коробку.
Как и в остальных случаях, основная функция этой детали опора внутренних деталей и резервуар для смазки.
Современные модели изготавливаются из чугуна или алюминия, они представляют собой цельную, штампованную деталь. Все картеры этого типа можно разделить на 2 вида: с крышкой сверху или сбоку.
Стоит отметить, что только на старых моделях крышка картера располагается сверху, на новых она размещается исключительно сбоку.
У сцепления тоже может быть картер
Картер трансмиссии может быть исключительно сухим. Он располагается между ДВС и коробкой передач.
Некоторые модели оборудованы специальными смотровыми отверстиями, через которые можно проверить работу узла и произвести настройку.
Обратите внимание, в автомобилях с АКПП кожух для сцепления заменен на деталь аналогичного типа для гидротрансформатора.
Картер ведущего моста
Кожух ведущего моста объединяет собой сразу несколько узлов:
- межколесный дифференциал и главную передачу
- колесные передачи, редуктор межосевой и редукторы колесные (на машинах грузового типа, трехосных)
Разделяют 2-е основных разновидности кожуха ведущего моста:
- Разъемный. Состоит из двух штампованных деталей, применяется как правило на старых машинах.
- Неразъемный. Такие устанавливаются на все разновидности автомобилей современности. При этом одна или сразу две стороны прикрываются крышками штампованного типа.
Обратите внимание, мостовые балки могут быть представлены либо в виде самостоятельных деталей, установленных в корпус, либо соединяться с ним.
Уход за картерами элементов трансмиссии
Кожухи трансмиссии представляют собой штампованные детали из алюминия, или вылитые из металла. Они не требуют постоянного и сложного обслуживания, однако есть несколько правил, которым рекомендуется следовать:
- Регулярно осматривать парковочное место на предмет масляных подтеков (может говорить о протечке через стыки).
- Периодически осматривать целостность кожуха, в особенности после долгих поездок на предмет вмятин и повреждений.
- Не забывать проводить промывку сапунов в соответствии с инструкцией по эксплуатации (в среднем каждые 5-15 тысяч км.)
- Сливая отработанное масло из картера, нужно тщательно очищать пробку от загрязнений
Обратите внимание, также нужно регулярно проводить оценку состояния прокладок корпуса, заменять их при необходимости. В том случае если кожух был разобран, то в процессе сборки болты нужно затягивать точно так, как указано в инструкции.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.