Гидрокомпенсаторы от определения до самостоятельного устранения стука

Гидрокомпенсаторы Двигатель

Современные модификации силовых агрегатов комплектуются гидрокомпенсаторами (в обиходе гидрики). Они облегчают работу мотора, улучшая характеристики. Нередко механизм начинает стучать, что вызывает тревогу и опасение. Рассмотрим, почему возникает, и как устранить стук гидрокомпенсаторов.

Немного теории о гидрокомпенсаторах

Конструкция

Гидрокомпенсатор – автоматический регулятор теплового зазора клапана ДВС. На силовых агрегатах без гидрокомпенсаторов требуется периодическая регулировка зазоров клапанов.

Нередко при работе мотора стучат гидрокомпенсаторы. Детально разберемся в специфике функционирования механизма.

Зачем устанавливают

Четырехтактные ДВС оснащены впускными и выпускными клапанами. Они предназначены для заполнения цилиндров топливовоздушной смесью и вывода продуктов горения. Функционирование клапанов обеспечивается кулачками, расположенными на распредвале. Кулачок через отдельный элемент открывает клапан.

Между кулачком и элементом имеется зазор, называемый тепловым. Он необходим для компенсации расширений металлических деталей, обусловленных нагревом из-за функционирования силового агрегата. Зазор визуально не просматривается, так как составляет менее миллиметра. Его величина задается заводом изготовителем.

Устройство и работа

Нарушение теплового зазора сопровождается следующими проблемами:

  1. Разгерметизация камеры сгорания, клапана из-за маленького зазора не закрываются.
  2. Недостаточная подача топливовоздушной смеси в цилиндры происходит из-за повышенного зазора, что сопровождается запоздалым или частичным открытием клапана.

Гидрики устанавливают на ДВС для автоматизации процесса регулировки теплового зазора. В зависимости от конструктивного исполнения силового агрегата, гидрокомпенсаторы устанавливаются:

  • SOHC с 1 распредвалом – в гнездах клапанных коромысел;
  • DOHC с 2 распредвалами – в посадочных отверстиях ГБЦ.

Виды

Гидрики имеют единую конструкцию. Их применение сопровождается следующими дополнительными преимуществами:

  • повышение общего ресурса ДВС
  • снижение шумности работы двигателя
  • облегчение обслуживания мотора – не нужно самостоятельно корректировать величину теплового зазора клапанов
  • автоматическая подгонка зазора по факту естественной изношенности конструктивных элементов.

На Вашем моторе стоят гидрокомпенсаторы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как работают

Схема работы

Функционирование гидрокомпенсаторов обеспечивается следующими элементами:

  • плунжер (поршень цилиндрической формы);
  • масляные каналы;
  • втулки, пружина, шарик клапана плунжера.

Базовым элементом механизма является плунжер. Полость под поршнем гидрокомпенсатора наполняется маслом через специальные масляные каналы. Заполнение ведется до момента закрытия клапана, после чего поджимается пружиной и запирается шарик плунжера.

Гидрокомпенсаторы

Открытие клапана силового агрегата происходит при соприкосновении кулачка распредвала и рабочей плоскости гидрика. Усилие от кулачка передается на гирдокомпенсатор, в котором находится избыточное давление масла.

При функционировании двигателя меняется температурный режим. Соответственно требуется различный объем масла для заполнения поршня цилиндрической формы. Корректировка ведется в автоматическом режиме, чем обеспечивается регулировка теплового зазора.

Как понять, что стучат именно гидрики

Стук гидрокомпенсаторов при неисправности сопровождается характерными звуками – стрекотание с отчетливыми, резкими металлическими ударами. Шумы исходят со стороны ГБЦ. Если салонное пространство хорошо обработано шумоизоляционным материалом, то можно и не услышать эти звуки.

Чтобы лучше расслышать звук, снимите с мотора декоративную накладку. Так стрекотание от головки блока будет слышено отчетливее.

Схема конструкции

Характерная шумность нарастает по мере изношенности гидриков. При резком образовании громкого цоканья со стороны гидрокомпенсаторов, следует проверить уровень масла в ДВС. Они первые реагируют на недостаточность смазки.

Может быть нарушена работа маслоприемника, по причине повреждения поддона картера. Рекомендуется осмотреть его на предмет наличия вмятин, образовавшихся после движения по бездорожью.

Нередко гидрики стучат после смены масла в моторе. Это свидетельствует о низком качестве смазки.

Причины стука гидрокомпенсаторов

Стук гидриков может формироваться при различных режимах работы и состояния силового агрегата. Разберемся в основных причинах, почему стучит гидрокомпенсатор.

Разобранные

На холодную

Стук гидрокомпенсаторов после пуска мотора на холодную образуется по следующим причинам:

  1. Низкий уровень масла. Гидркомпенсаторы первыми реагируют на нехватку масла. Перестают заполняться смазкой и начинают стучать.
  2. Густая смазка. Масло с трудом проходит по каналам, что замедляет заполнение полости цилиндрического поршня. Стук исчезает после прогрева силового агрегата.
  3. Засорение масляных каналов или клапанов гидриков. Проблема заключается в низком качестве смазочного вещества, нарушении регламентов смены смазки или в механическом износе деталей ДВС.
  4. Изношенность, заклинивание плунжера. Отработка заявленного ресурса гидрокомпенсатором или попадание в механизм абразивных частиц из масла.

На горячую

Где находятся

Стук гидрокомпенсаторов на горячую обусловлен следующими причинами:

  1. Подклинивание плунжерной пары в результате постепенной изношенности или засорения. При образовании задиров на цилиндрическом поршне, блокируется его свободное перемещение. Что выводит из строя механизм, не выдерживается требуемый зазор, и гидрик начинает стучать.
  2. Пониженная вязкость масла после прогрева ДВС. Смазка быстро вытекает из технологических каналов. В результате масло уходит из-под поршня быстрее, чем подается насосом.
  3. Повышенный уровень смазочного вещества в силовом агрегате.  Увеличивается из-за перелива или попадания воды. Что сопровождается вспениванием.

На каком пробеге столкнулись со стуком гидрокомпенсаторов?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Диагностика гидрокомпенсаторов со снятием крышки

Как проверить гидрокомпенсаторы

Когда стучит гидрокомпенсатор, следует точно выявить поломанный элемент. Диагностирование ведется практическим способом, но без полного разбора газораспределительного механизма. Понадобится проделать следующие операции:

  1. На протяжении 5-10 минут прогреть мотор.
  2. Демонтировать крышку ГБЦ.
  3. Выставить кулачки в нижнее положение, прокручивая коленвал.
  4. Выдержать паузу в шесть минут, необходимую для слива масла из гидрокомпенсаторов.
  5. Выставить кулачки в верхнее положение, высвободив гидрики.
  6. Поочередно придавливать каждое устройство пальцами или монтажной лопаткой.

Поврежденный гидрик будет утапливаться практически без сопротивления.

Как устранить стук

Рассмотрим, что делать если стучат гидрокомпенсаторы, и какие варианты существуют для устранения стука.

Наиболее простой и доступный способ устранения стука гидриков – использование специальных присадок. Они прочищают масляные каналы, удаляя частички грязи и освобождая проток к плунжерам. Отличный вариант присадки продукция Liqui Moly Hydro Stossel Additiv. Жидкость не только очищает технологические отверстия, но и повышает вязкость моторного масла. Для достижения результата, достаточно влить присадку в смазку. Эффект достигается после проезда 200-500 км.

Название средстваЦенаОбъем (мл)
LIQUI MOLY Hydro-Stossel-Additiv950300
XADO 1 Stage280027 гр.
SUPROTEC Актив Плюс200090
Motul Hydraulic Lifter Care1300300
Hi-Gear HG22071300444
Цена указана на февраль 2023 для Москвы

Проверка

Также для устранения стука гидрокомпенсаторов могут потребоваться следующие мероприятия:

  1. Промывка масляной системы. Специализированные промывочные вещества очищают весь масляный контур силового агрегата. Что положительно отразиться на его функционировании. Стоимость промывки доступна, но избавиться от стука получится не всегда. Перед тем, как промыть гидрокомпенсаторы, следует ознакомиться с инструкцией по применению вещества.
  2. Смена механизма целиком. Результат точно будет, но работа и детали стоят недешево. В современных модификациях ДВС произвести замену гидрокомпенсаторов своими силами сложно. Потребуется воспользоваться услугами сервисных центров. Также для иностранных машин, нередко требуется время на заказ деталей. В процессе разборки понадобится использование дополнительных запасных частей (прокладки, крепеж, хомуты, герметик и т.д.).
  3. Смена маслонасоса, чистка масляных магистралей ДВС. Мероприятия проводятся в крайних случаях. Понадобится произвести частичную или полную разборку мотора.

Если ездить со стучащими гидриками

Эксплуатация автомобиля со стучащими гидрокомпенсаторами не приведет к незамедлительным проблемам. Но длительное откладывание ремонта, сопровождается повышением уровня громкости от функционирующего мотора, образованием вибрации, снижением мощности и увеличением уровня потребления топлива. В дальнейшем изнашивается клапанный механизм, вплоть до распредвала.

Гораздо дешевле произвести своевременную ревизию или замену компенсаторов.

Конструкция

Как увеличить ресурс гидрокомпенсаторов

Не стоит доводить мотор до момента, когда начнут постоянно стучать гидрики. Их ресурс поддерживается благодаря соблюдению простых рекомендаций:

  1. Соблюдение регламента по смене моторной смазки и масляного фильтрующего элемента. При необходимости берется в расчет наличие тяжелых эксплуатационных условий (длительное нахождение в пробках, пониженные или повышенные температуры окружающей среды и т.д.), при которых интервал замены масла нужно сократить до 5-7 тыс. км.
  2. Частая смена воздушного фильтра. Если заливаете хорошее топливо и масло, используете качественный масляный фильтр, то единственный источник грязи в моторе — примеси в воздухе.
  3. Применение качественной смазки, рекомендованной заводом изготовителем.
  4. Использование промывочных веществ для ДВС, в случае применения поддельного масла или смазки низкого качества.
  5. Своевременное техническое обслуживание системы охлаждения двигателя.

Какой фирмы купить

На смену стучащим гидрикам можно рассмотреть запасные части следующих производителей:

Пример цен на гидрокомпенсаторы для мотора К4М, который ставился на Лады Ларгус, Рено: Логан, Дастер, Сандеро, Меган и Сценик
ПроизводительЦена в $ за 1 штАртикул
Оригинал6-87700107555
FEBI7-8FEBI 21005
INA9-11420 0099 10
STELLOX4-620 00529 SX
KOLBENSCHMIDT7-850006437
Цена указана на март 2023
  1. FEBI – немецкая продукция, отличающаяся хорошим качеством. В ассортименте устройства для различных моделей машин. Продукция сертифицирована, и соответствует стандартам многих государств. Отмечается доступная стоимость.Febi и INA
  2. INA – еще одна немецкая компания, выпускающая гидрокомпенсаторы для моторов различных модификаций. Изделия способны выдерживать интенсивную нагрузку при высоких температурах. Как отмечают специалисты, гидрики фирмы INA ходят до проведения капитального ремонта мотора.
  3. Stellox – компания из Германии, производящая запасные части для популярных моделей машин. В их числе и Лада. Компенсаторы обладают большим ресурсом и снижают уровень шумности силового агрегата. Иногда в продаже встречается брак.
  4. TSN – продукция российской фирмы, которая изготавливается на китайских заводах. Детали обладают доступной ценой, и подходят для разных моделей автомобилей. Достаточно небольшой ресурс, в диапазоне от 50000 до 60000 км. Нередко гидрокомпенсаторы начинают стучать при незначительном пробеге. TSN и Kolbenschmidt
  5. KOLBENSCHMIDT – немецкий производитель, поставщик деталей на заводы, в том числе для BMW и AUDI. Также продукция выпускается для вторичного рынка. Гидрики отличаются высоким качеством, но недешевы.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий