Типтроник — это современная автоматическая коробка передач с возможностью устанавливать необходимую повышенную или пониженную передачу в ручном режиме при возникновении такой необходимости. Что представляет собой типтроник, в чем его отличие от классической автоматической коробки. Каковы его преимущества и недостатки. Также отдельно рассмотрим принцип работы Tiptronic.
Что такое Типтроник
Название Типтроник имеет особенное происхождение. Одно из значений этого названия — торговый бренд, зарегистрированный в 1989 году компанией Porsсhe, известной своими передовыми разработками скоростных спортивных автомобилей. Другое значение этого термина – автоматическая коробка, штатно работающая как АКПП, которая дополнительно позволяет переключать скорости вручную.
Первоначальной целью разработки такой необычной АКПП была необходимость эффективного принудительного включения скоростей коробки передач спортсменами, участвующими в автомобильных гонках. Ускоренное переключение достигалось коротким ходом рычага селектора коробки, что позволяло значительно ускорить разгон.
Понятие Tiptronic не является названием технического принципа АКПП с ручным переключением. Это обозначение функции коробки, контролирующей изменения динамических характеристик автомобиля в результате изменения режимов двигателя. Стандартная автоматическая трансмиссия такой функции не имеет.
АКПП Tiptronic с 2000 года обрела популярность и начала быстро распространяться и устанавливаться на большое количество автомобилей.
В наше время название системы Tiptronic становится общеупотребимым вследствие массового распространения установки такой АКПП на множестве современных автомобилей различных производителей. Так могут называть каждую автоматическую коробку с функцией ручной работы. Хотя не всякая такая коробка-автомат с ручным переключением технически копирует принцип механизма Porsche, и соответственно не может полноценно использовать товарный знак Tiptronic.
Как отличить обычную АКПП от автомата с Типтроником
Автоматическая коробка — при ее наличии водитель не переключает передачи рычагом коробки. При наборе скорости и разгоне коробка переключается автоматически без его участия. Рычаг АКПП на самом деле устанавливает пять режимов работы автомата: P, R, N, D и L — это стояночный режим паркинг, включение заднего хода, нейтральная, движение автомобиля вперед и ограничитель для «тихого хода», не допускающий высоких оборотов при передвижении по бездорожью, топкой грязи и заснеженным глубоким сугробам.
Автоматическая коробка Tiptronic — улучшенная АКПП. Типтроник имеет техническую возможность предоставить водителю возможность вручную самостоятельно переключать скорости.
Кроме основных режимов работы на селекторе есть переключатели со значками «+» и «-«. Скорости можно включать на понижение к первой передаче «-» или на повышение до наивысшей «+».
Типтроник также обеспечивает более щадящую работу коробки, так как крутящий момент двигателя контролируется большим количеством датчиков, контроллеров, которые передают информацию в режиме реального времени на электронный блок управления Типтроника, позволяют производить корректировку режима переключения передач на основании анализа работы двигателя и воздействия на него нагрузок. Tiptronic по факту является автоматической трансмиссией, но значительно отличается от классического автомата.
Конструкция и работа
Технически система Tiptronic ничем существенно не отличается от конструкции обычной автоматической коробки. При движении также особой разницы в поведении не видно. Различие можно видеть только в одном случае, когда коробка Типтроник оперативно может быть переведена в ручной режим, сходный с функционалом МКПП.
Включается Tiptronic переводом рычага КПП в рабочее положение или подключается кнопками на руле.
На Типтронике размещаются три переключателя: 1 – включение режима, 2 – переключение вниз, 3 – переключение вверх. От коробки управляющие запросы попадают на обработку в ЭБУ автоматической коробки, который отвечает за переключения. После обработки входящего импульса и выдачи команды на коробку скорости начинают переключаться по заявленному алгоритму.
Изменение передач в КПП происходит по следующей схеме: при движении селектора вперед он включает положение «+», при обратном направлении движения — положение «-«, то есть выставляет передачу выше или ниже.
Схема переключения передач
Tiptronic в повседневной работе выполняет функции обычного автомата и по необходимости периодически переходит на ручной режим. Ручное управление КПП не просто может выставить ограничитель, например, не выше второй или третьей скорости, но и регламентирует включение именно какой-то конкретной передачи. В автоматическом режиме коробка работает по стандартным установленным позициям: P, R, N, D.
Если увести селектор в боковой паз, то можно работать в режиме ручного управления передачами. Далее по необходимости селектор качается к «+» или к «-«.
Выключение Типтроника производится возвращением селектора в режим D. У некоторых моделей в конструкции присутствуют подрулевые переключатели, они могут выполнить отключение с помощью этих «лепестков». Панель приборов помогает контролировать включенную передачу, эта информация всегда отражается на ней. Не нужно дополнительно делать никаких манипуляций с подрулевыми переключателями. После прекращения их использования водителем система автоматически отключает Типтроник.
Загрузка ...
5 ситуаций, когда Типтроник поможет
Понятно, что водители покупают машины с автоматической коробкой передач не для того, чтобы постоянно перемещать рычаг. Но есть моменты на дороге, в которых Типтроник поможет:
- Обгон с выездом на встречку. АКПП адаптируется под стиль вождения. Если водитель ездит спокойно, то переключения будут очень неспешными. При резком обгоне, понизив передачу с помощью Типтроника, водитель будет чувствовать себя увереннее.
- Затяжной подъем в гору. Да автомат сам принимает решение, когда переключаться. И большая часть АКПП с затяжными подъемами справляется самостоятельно. Но у водителя есть возможность понизить передачу с помощью Типтроника, не дожидаясь пока коробка сделает это сама.
- Затяжной спуск. Тут все просто — АКПП с Tiptronic может тормозить двигателем, а обычный автомат нет.
- Буксировка. Если приходится тащить прицеп или буксировать неисправный автомобиль, то лучше пользоваться ручным переключением.
- Сложные дорожные условия. При езде по бездорожью или глубокому снегу возможности Типтроника будут совсем нелишними.
Плюсы и минусы
Автоматическая коробка с системой Tiptronic – это не стандартная АКПП, она имеет полезные дополнительные функциональные возможности, может тормозить двигателем, что у простого автомата сделать, никак не получится.
Tiptronic очень эффективен, когда нужно быстро ускориться за счет перехода на более низкую передачу. С обычным АКПП такой маневр невозможен. При возникновении сложных дорожных ситуаций есть возможность переключиться на пониженную передачу и двигаться увереннее.
Типтроник дает водителю более широкие возможности для комфортного управления автомобилем.
В Tiptronic учтены все нормы безопасности при переходе на ручное переключение. ЭБУ отсечет все неблагоприятные моменты для работы коробки. Компьютер своевременно вмешается в любой процесс во время движения.
Что есть у Tiptronic положительного?
- Экономичность расхода топлива.
- Динамика значительно выше.
Есть ли отрицательные моменты? Тоже присутствуют.
- Конструкция достаточно сложная.
- Стоимость Tiptronic выше, чем стоимость обычной АКПП.
Как пользоваться Типтроником
Как перейти на ручное переключение? Управление осуществляется рычагом селектора АКПП или, при наличии подрулевых переключателей, кнопками на руле:
- Сместить рычаг селектора вбок и качать его вперед-назад, включая повышенную/пониженную передачу.
- На руле переключение выполняют подрулевыми «лепестками» или кнопками «+» и «-«.
Когда водитель не использует Типтроник, коробка работает как обычный автомат.
Заблуждения
- Механический режим. Это точно не механическая коробка, а имитация режима ручного переключения. Вести она себя будет как автоматическая КПП и соответственно будет перегреваться сильнее механической в критических режимах.
- Переключение передач. Совсем не такой алгоритм, как на МКПП. Можно переключать на соседнюю вверх или вниз от той передачи, которая сейчас включена. Перепрыгивать через две не получится. ЭБУ не позволит.
- Крутить до отсечки. Здесь автомат тоже сумеет постоять за себя, крутить его не получится. Он будет автоматически переключаться при увеличении оборотов и не даст себя сломать (у большинства авто). То же самое с понижением оборотов, автомат в любом случае будет переключать вниз, если обороты упадут.
- Катиться на нейтральной. То что вы включили ручное переключение на Типтронике, не означает, что теперь вы едете на механической КПП. Включить «нейтралку» на такой механике невозможно, вы обязательно должны переключиться на D, то есть выйти из ручного управления. И потом конечно можно поставить на N, но это будет уже нейтральная скорость АКПП. Если нужно вывести автомат из строя, то ездить на нейтралке с горочки идеальная возможность это сделать.
- Экономия топлива. Экономит ли Типтроник топливо в городе? Вряд ли, не всякий водитель захочет постоянно гонять селектор туда-сюда. И вместо экономии можно получить избыточный расход. Лучше всего при движении в медленном потоке или пробке включить скорость не выше второй и медленно ехать. Ресурс АКПП Типтроник увеличится, хоть и не на много.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
с НГ….хотелось бы узнать подробнее о типтронике ДСГ….можно ли часто и долго ездить в ручном режиме …? куча мнений и нет толкового….
И вас с НГ!
А зачем часто и долго ездить в ручном режиме?