Современные автомобили год от году становятся более надежными, комфортными и технологичными. Но некоторые автомобильные системы, изобретенные десятилетия и даже полстолетия назад все еще стоят на службе, потому что ничего лучше и не придумаешь. Настолько они надежны и безупречны.
Механическая коробка переключения передач требует от водителя ручного включения передач. Современные МКПП являются синхронизированными, то есть при изменении скорости коробки выравниваются частоты вращения шестерней. Эту функцию в КПП выполняют синхронизаторы (синхр-р).
Таким образом переключение передач становится максимально плавным, а срок эксплуатации коробки передач значительно увеличивается.
Определение и назначение синхронизатора
Устройство, производящее равномерное изменение скорости в механической коробке, посредством выравнивания угловых скоростей вращения шестерни подключаемой передачи и шестерни вторичного вала, называется синхронизатор. Как понятно из названия он синхронизирует вращение рабочих валов, тем самым снижая физическую нагрузку между движущими элементами, исключая удары и высокие механические нагрузки.
Все передачи механических трансмиссий легковых автомобилей работают с помощью син-ра. Основная его функция — плавное переключение передач. Это также обеспечивает меньшую шумность и, что особенно важно, снижает износ рабочих элементов коробки, тем самым продлевая их срок службы.
Помимо этого сам процесс переключения скоростей значительно упростился для водителя, так как без синхронизатора, переключая передачи, надо было выжимать сцепление, переключать на нейтральную передачу, повторно выжимать сцепление и ставить рычаг КПП на следующую передачу. Теперь необходимость промежуточного перехода на нейтральную передачу отпала.
Конструкция
Какие конструктивные особенности имеет устройство синхронизатора. Главная составная часть — ступица, имеющая фиксацию на валу КПП. Муфта совместно со ступицей перемещается по валу и после выравнивания частоты вращений шестерни и вала твердо фиксирует шестерню на валу. Ступица соединяется с муфтой шлицами. Сухари синхр-ра прижимаются к внутренней поверхности муфты кольцевыми пружинами. Они также участвуют в фиксации ступицы внутри муфты.
Блокировочное кольцо синхронизатора выравнивает скорости вращения, препятствует работе муфты до достижения валом и шестерней одинаковой скорости.
Шестерни КПП обычно с выраженными боковыми коническими частями для более щадящего сцепления с коническими частями ступицы, на которой расположены блокировочные кольца. На внешней стороне колец есть зубья, которые сцепляются с зубьями ступицы и шестерни.
Загрузка ...
Как работает синхронизатор КПП
Принцип синхронизации используется следующим образом. Перед началом всех рабочих процессов переключений муфта располагается посредине двух шестерней разных передач. Шестерни не нагружены и совершенно свободно вращаются, не имеют жесткого сцепления с валом и не совершают работы по его вращению.
При подключении передачи муфта движется к конусной части шестерни подключаемой передачи, прижимая к ней блокировочное кольцо. Конусная часть кольца синхронизатора сближается и сцепляется с конусной частью шестерни. Они проворачиваются, останавливая движение муфты. Потом сила трения производит синхронизацию частот вращения шестерни и вала, выравнивают их.
Муфта движется до конца и зафиксированный сухарями синхр-р жестко присоединяет шестерню к валу КПП. Вращение передается на приводы колес, автомобиль движется на подключенной передаче. При всей сложности процесса синхронизация происходит почти мгновенно.
Синхронизатор задней передачи
На МКПП легковых автомобилей для движения задним ходом тоже предусмотрен синхронизатор, но особой необходимости в этом нет. Работа задней передачи возможна только на полностью остановленном автомобиле. Наличие синхронизатора в коробке передач может как-то и облегчает движение задним ходом.
Для исключения случайного перевода рычага МКПП на заднюю передачу вовремя движения автомобиля вперед также устанавливаются блокираторы. Иногда на рычаге дополнительно устанавливается кнопка, на которую нужно нажать для перевода рычага на задний ход.
Симптомы неисправности синхронизатора
Все неисправности в работе КПП имеют одинаковые признаки. Поэтому на сервисе могут воспользоваться вашей некомпетентностью и вместо ремонта или замены синхронизатора выставят вам счет за замену или капитальный ремонт всей коробки переключения передач. Чтобы не допустить такой ситуации все же необходимо хотя бы поверхностно знать признаки, свидетельствующие о неполадках именно в синхронизаторах КПП.
Признаки легко установить по следующим проблемам:
- во время переключения передач появляется шум;
- для перемещения рычага КПП приходится прилагать усилие;
- скорость не включается, включается плохо не фиксировано;
- скорость вылетает на нейтральную передачу на ходу.
Для проверки коробку нужно разобрать и подвигать синхронизаторы рукой. Движение муфты должно быть легким. Если она плохо сдвигается или вообще неподвижна, то необходимо снять и разобрать синхронизатор, чтобы выявить поломку. Можно сделать замену неисправных деталей, если проблема незначительна, но рекомендуется для надежности сделать полную замену синхронизатора.
Есть статистика работников СТО, которая утверждает, что большинство проблем в работе МКПП связано с неисправностью сцепления. Возможно, что неисправности коробки здесь нет. В таком случае лучше обратиться к специалистам, которые могут отрегулировать работу сцепления. Или произвести ремонт, при необходимости полную замену сцепления.
Но не исключены случаи, когда проблема кроется именно в работе синхронизаторов. Выявляется просто:
- громкий металлический хруст, который слышен в салоне автомобиля, говорит об износе блокирующего кольца и необходимости ремонта или замене синхронизатора;
- шум в КПП означает износ конической поверхности;
- выключение передачи при движении означает неполадки с шестернями.
Ресурс
Если обнаружена некорректная работа КПП, нужно выяснить не является ли ее причиной неисправность, связанная с поломкой сцепления. Если точно установлено, что сцепление исправно функционирует, то можно переходить к диагностике синхронизатора.
Признаки проблемы сразу заметны и легко обнаруживаются. Разбирать и ремонтировать синхронизатор очень сложно, поэтому просто нужно поставить новый синхронизатор в сборе.
Чтобы трансмиссия надежно работала, стоит позаботиться об обслуживании и периодической диагностике. Все узлы механической коробки переключения передач достаточно надежны. Замена или первый ремонт могут потребоваться не ранее, чем после пробега 100-120, а то и 200 тысяч километров. Так что для долгой беспроблемной эксплуатации некоторые знания о работе этого узла все же не помешают.
Главная операция обслуживания МКПП — замена масла, которую нужно проводить раз в 60-80 тыс. км.
Замена синхронизатора
Пример замены замены синхронизатора на МКПП Шкода Октавия 1 поколения.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.