Подробно расскажем, как понять, что пора менять сцепление. В системах автомобиля, отвечающих за его передвижение, немаловажное значение имеет трансмиссия — система, превращающая работу двигателя во вращение колес. На автомобилях с механической коробкой переключения передач между двигателем и КПП находится очень важный элемент трансмиссии — сцепление, отвечающее за периодическое отключение двигателя от коробки. Вследствие длительной эксплуатации могут возникнуть неисправности сцепления. Чтобы до этого не доводить, следует периодически проверять состояние этого механического устройства.
- Основные неисправности сцепления
- Симптомы неисправности сцепления
- Шум при выжимании
- Сцепление буксует
- Рывки при старте
- Педаль сцепления не возвращается
- Хруст при переключениях
- Запах горелого масла в салоне
- Проверка сцепления
- Диагностика износа
- Ведет, не ведет
- Проверка пробуксовки
- Причины износа сцепления
- Типичные
- Нечастые
- Ремонт поломок сцепления
- Датчика
- Педали
- Выжимного
- Диска
- Корзины
- Главного цилиндра
- Тросика
- Электронного привода
Основные неисправности сцепления
Поломка | Устранения |
---|---|
Неполное выключение "ведет" | |
Уменьшен полный ход педали | Регулировка привода выключения |
Коробление ведомого диска (биение более 0,5 мм) | Замена |
Неровности на накладках ведомого диска | Замена |
Ослабление заклепок или отслоение накладок | Замена |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала МКПП | Очистка шлицов, покрытие смазкой ЛСЦ-15. Если шлицы заедают из-за повреждения, необходима замена |
Воздух в гидравлической системе | Прокачка |
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра выключения сцепления | Замена главного или рабочего цилиндра |
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины | Замена кожуха в сборе с нажимным диском |
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска | Замена кожуха с нажимным |
Неполное включение "буксует" | |
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска | Замена ведомого |
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск | Тщательная промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи |
Повреждение или заедание привода выключения | Устранить неисправности, вызывающие заедание |
Рывки при работе | |
Заедание ступицы диска на шлицах первичного вала | Очистка шлицов, покрытие смазкой ЛСЦ-15. Если шлицы заедают из-за повреждения, необходима замена |
Поломка или снижение упругости пружин демпфера нажимного диска | Замена ведомого диска с корзиной |
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск | Тщательная промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи |
Заедание в приводе выключения | Замена деформированных деталей. Устранение причин заедания |
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска | Замена ведомого |
Ослабление заклепок или отслоение накладок | Замена ведомого |
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска | Замена кожуха с нажимным |
Повышенный шум при вЫключении | |
Износ, повреждение или утечка смазки выжимного подшипника | Замена выжимного |
Повышенный шум при включении | |
Поломка пластин, соединяющих нажимной с корзиной | Замена корзины в сборе |
Ресурс сцепления достаточно большой. Возникающие проблемы относятся к сцеплению или к приводу сцепления:
- стирание и разрушение накладок ведомого диска
- деформирование ведомого диска
- загрязнение смазочными материалами накладок
- истирание шлицев ведомого диска
- разрушение демпферных пружин
- растяжение диафрагменной пружины
- разрушение выжимного подшипника
- истирание маховика
- истирание нажимного диска
- неисправность вилки сцепления.
В зависимости от типа привода, механического или гидравлического, проблемы бывают следующие:
- поломки приводных рычагов
- заедание, растяжение и обрыв троса привода.
Неисправности гидравлического привода:
- закупорка гидропривода, патрубков и магистралей
- протечки системы (происходит убыль рабочей жидкости или присутствует воздух в системе)
- проблемы в функционировании рабочего цилиндра.
Загрузка ...
Симптомы неисправности сцепления
Признаки неисправностей сцепления видны в пробуксовках, движении рывками в рабочем режиме, шуме, вибрации, в неполном включении. Как понять, что пора менять сцепление? По признакам.
Надо понять, где находится проблема: в сцеплении, в приводе сцепления или в коробке передач. Неисправный элемент сцепления требуется менять, как только выясняется, что его ресурс выработан.
Шум при выжимании
Шумы, возникающие при выжимании педали, являются основным признаком неисправности выжимного подшипника, который принял на себя высокую нагрузку. Это означает необходимость замены изношенного подшипника. Если вместе с шумом звучит громкий угрожающий лязг, то это износ выжимного подшипника вместе с тарельчатой пружиной.
Стоимость выжимного подшипника невелика, но его замена требует демонтажа КПП. При такой неисправности иногда выгоднее поменять целиком комплект сцепления, чем один подшипник.
Сцепление буксует
Истирание накладок диска снижает его нажим, сцепление проскальзывает, передача крутящего момента неэффективна. Запущенная проблема приведет к постепенному ухудшению состояния механизма. Не всегда можно обнаружить проблему на раннем этапе. Ситуация может усугубляться, однажды машина просто перестанет ехать.
Признаки износа фрикционной накладки можно выявить, если при движении на четвертой передаче при оборотах 1500—2000 резко выжать педаль газа. При пробуксовке сцепления обороты поползут вверх, спидометр не покажет увеличения скорости, разгона автомобиля происходить не будет. Рабочее сцепление так себя не ведет, значит, проблема уже оформилась.
Нужен срочный ремонт, потому что неисправное сцепление будет сильно перегреваться, может потянуть за собой более сложный дорогостоящий ремонт выжимного подшипника, сальников коленвала и первичного вала коробки передач.
Теперь знаете, как понять, что пора менять сцепление, если оно буксует.
Рывки при старте
Резкие рывки говорят о проблемах привода сцепления, которые приводят к неравномерному его отпусканию. Или о признаке более серьезных повреждений, более критичного износа.
Причиной проблемы также может стать поломка тарельчатой пружины. Или поведённый от высокой температуры маховик.
Педаль сцепления не возвращается
При нажатии педаль остается в нажатом состоянии, передача не включается. В таком положении сцепление не включено. Причина неполного включения сцепления — неисправность в одном из цилиндров, главном или рабочем. Тот же самый эффект бывает при неполном выключении сцепления.
Причины:
- В контур сцепления засосало воздух. Нужно прокачать контур и установить причину проникновения воздуха в систему. Она скорее всего в не герметичности трубок между цилиндрами или в протекании одного из цилиндров.
- Возможно проблемы в самих цилиндрах. Износ уплотнителя на поршне приводит к тому, что он не создает давление.
Если же педаль не отжимается обратно, передачи переключаются, а машина стоит, проблема в механизме сцепления:
- Выжимной подшипник заклинило, корзина не может сдвинуться и включить сцепление.
- Поломка тарельчатой пружины. Она не давит на диск сцепления и не замыкает его.
Хруст при переключениях
Хруст появляется, если не выключилось сцепление, оно выключено не полностью. Это признак поломки привода сцепления.
- Гидравлический привод — внутри воздух, мешающий выжать сцепление. Контур сцепления надо прокачать.
- В механическом приводе — проблема регулировки. Нужно привести в норму тросик при помощи регулировки шпильки с гайкой.
- Возможна некорректная установка диска сцепления. Диск стороной Gearbox Side должен быть установлен к КПП. В большинстве случаев неправильная установка невозможна, корзина не встает на место при неправильном монтаже диска.
Теперь ясно, как понять, что пора менять сцепление, если неисправен выжимной.
Запах горелого масла в салоне
Появление запаха — это признак протекания сальника коленчатого вала или вала коробки передач. Из системы смазки происходит разбрызгивание масла на накладки диска, что вызывает смазывание их маслом. Они перестают создавать прижатие, от трения поднимается температура, масло горит, распространяется запах.
Очистить диск невозможно, требуется замена накладок.
Проверка сцепления
Если описанные неисправности элементов сцепления были выявлены в ходе эксплуатации автомобиля, то необходимо проверить все части этого механизма. Провести проверку сцепления без снятия коробки передач можно для обнаружения трех частых неисправностей.
Диагностика износа
Чтобы выяснить, нужна ли замена сцепления, надо проверить степень износа ведомого диска. Для проверки надо сделать следующее:
- Запустить двигатель, включить скорость.
- Не увеличивая газ, сделать попытку тронуться, проверить таким образом работу сцепления:
- Если оно моментально «подхватывает», то состояние в норме.
- Если срабатывает не сразу, а чуть позже, посередине, то износ диска может быть 40-50%, но возможно требуется настройка сцепления.
- Если сцепление «хватает» совсем в конце, то однозначно диск критически изношен, требуется срочная замена. Но не исключено, что требуется просто отрегулировать сцепление, привести его в нормальное состояние подтягиванием регулировочных гаек.
Ведет, не ведет
Выяснить, что сцепление не «ведет», можно при помощи следующих действий. Надо запустить двигатель, при выжатом сцеплении поставить первую или заднюю передачу. Если усилия при переключении были значительными или слышны хрусты и посторонние звуки, то ведомый диск полностью не отходит от маховика.
Есть простой способ проверки такой неисправности, выглядит он следующим образом. Вы едете с тяжелым грузом или поднимаетесь в гору, запах горелой резины при этом — верный признак того, что накладки греются и горят. Надо снять сцепление для осмотра.
Проверка пробуксовки
Чтобы проверить наличие пробуксовки сцепления надо использовать стояночный тормоз. Автомобиль фиксируется стояночным тормозом на ровной горизонтальной поверхности. Делаем попытку тронуться с места. Если от нагрузки двигатель глохнет, то сцепление в порядке. Если двигатель не глохнет, а автомобиль не двигается, то это говорит о пробуксовке сцепления. Во время проверки не должны появляться какие-либо шумы, звуки, вибрации.
Однозначно ясно, как понять, что пора менять сцепление при пробуксовке.
Причины износа сцепления
Основных проблем с поломками сцепления можно легко избежать. Для этого достаточно соблюдать правила обращение с коробкой переключения передач. Поломки случаются по причине износа, но основной причиной быстрой потери ресурса становится все таки неправильная эксплуатация.
Типичные
Самая частая неисправность: пробуксовка сцепления и недовыжимание его до конца. Пробуксовки происходят по следующим причинам:
- Диск изношен. Такая проблема случается даже после длительной работе в идеальных условиях. В любом случае износ накладок зависит от срока их службы, неизбежен износ и других элементов: корзины и маховика.
- «Сожженное» сцепление. Сжечь сцепление достаточно легко, если практиковать агрессивную езду с резкими стартами. Такие же проблемы вызывают постоянные долговременные тяжелые нагрузки. Это могут быть перевозки тяжелых грузов, частые подъемы по горным трассам. Так же губительны нагрузки при выездах «в раскачку» из болотистой грязи, на бездорожье и в сугробах. Практиковать подобное нежелательно, а агрессивную езду допускать категорически нельзя.
- Разрушение выжимного подшипника. В данной ситуации может происходить износ нажимных лепестков корзины.
- Появление нежелательных вибраций в момент трогания с места, иногда при смене передач в КПП. Появляются при неисправностях пружин диска сцепления. Еще одна причина — разрушение и коробление накладок диска. Это может происходить по причине резких стартов с пробуксовкой, буксировки тяжелых прицепов, частого движения с нагрузкой в гору, экстремальной эксплуатации в условиях бездорожья.
Нечастые
Однако бывают и не особо распространенные неисправности, которые случаются редко, но бывают очень затратными и проблемными.
- Главный проблемный элемент в механизме — ведомый диск, который быстро изнашивается и нуждается в замене. Но помимо диска необходимо проводить так же диагностику корзины и маховика. У них тоже есть свой крайний ресурс.
- Частые высокие температурные воздействия на корзину сцепления приводят к утере ею фрикционных свойств. Металлические части корзины становятся синеватыми из-за перегрева. Это сообщает о том, что работа сцепления производится не в полную силу, и скоро оно может окончательно сломаться.
- Поломки и неисправности сцепления могут происходить вследствие разбрызгивания масла на накладки диска. Если двигатель имеет протечки сальников, то это сразу пагубно отразится на сцеплении. Для него ничего хорошего такая ситуация не сулит, приводит к проскальзыванию диска и горению масла.
- Поломки диска сцепления могут проявляться даже при отжимании сцепления на нейтральной передаче. В коробке появляются посторонние звуки и шумы. Скорости не переключаются. Это происходит, когда разрушается центральная часть диска в той части, где находятся шлицы. Включения передач становятся затруднены. Критические ситуации обычно возникают при длительной высокой нагрузке, буксировке тяжелого прицепа, частых пробуксовках на бездорожье.
- Еще одной причиной быстрого выхода из строя элементов сцепления станет неумелое обращение неопытного водителя. Редко, но бывает, что водители-новички каждый раз на перекрестке удерживают педаль нажатой. Элементы находятся под нагрузкой дольше положенного и изнашиваются.
Ремонт поломок сцепления
После того, как мы подробно выяснили как понять, что пора менять сцепление. Можно рассмотреть способы устранения проблем. Все поломки и способы их ремонта зависят от причин, характера поломок и узла, в котором они обнаружены.
Датчика
Датчик расположен на электронной педали сцепления. Он передает ЭБУ информацию о состоянии и пространственном расположении педали. Электронный блок управления получает сигнал о движении и изменении позиции педали, производит изменение частоты оборотов двигателя и регулирует опережение зажигания. Создается наиболее удобное состояние системы для переключения передач. Также оптимизируется топливный расход.
В случае неисправности датчика переключение скоростей в КПП начинает происходить рывками, растет расход топлива, обороты становятся нестабильными. При поломке датчика электронной педали загорается индикатор неисправности Check Engine на щитке приборов. Расшифровать код неисправности можно с помощью диагностического автосканера.
Вероятные причины:
- датчик сломался, перегорел;
- обрыв сигнального провода или питания датчика;
- проблемы с регулировкой педали.
В основном проблемой бывает сам датчик, поэтому неисправность просто исправляют заменой датчика. Обрыв проводки и поломка ЭБУ случаются гораздо реже.
Педали
Педаль сцепления может работать некорректно в зависимости от используемого типа сцепления. Оно может быть механическим, гидравлическим или электронным.
Если у системы с гидравлическим сцеплением педаль вдруг стала «мягкой», то наиболее вероятной причиной является присутствие воздуха в гидравлической системе. Нужно выгнать воздух, прокачать систему, поменять рабочую жидкость.
Такие же проваливания педали «в пол» на механическом сцеплении являются следствием поломки вилки сцепления. Ремонтируется заменой вилки или простой регулировкой.
Выжимного
Диагностировать поломку или критический износ выжимного подшипника очень легко. Надо при работающем двигателе на нейтральной передаче выжать педаль до конца и прислушаться к изменению звука. При сильном лязгающем звуке из коробки можно твердо утверждать — выжимной подшипник неисправен.
Неисправный выжимной подшипник всегда требует срочной замены. Потому что далее по очереди начнут ломаться остальные части системы. Особенно дорого обойдется замена маховика.
Диска
Неисправность ведомого диска имеет два последствия — сцепление «ведет» или начинает «буксовать». При «ведении» надо сделать следующее:
- Сделать проверку диска на коробление. Если диск покороблен больше, чем на 0,5 мм, фрикционная накладка задевает корзину и постоянно «ведет». Нужно устранить торцевое биение, а еще проще заменить диск.
- Необходимо также проконтролировать перекос и не допустить заклинивания ступицы на шлицах вала КПП. Надо сделать механическую чистку поверхности, потом нанести на нее смазку ЛСЦ15. Если проведенные работы эффекта не дали, то остается провести замену диска. А если все гораздо серьезнее, то первичный вал коробки тоже под замену.
- Пробуксовывание сцепления может происходить из-за просачивания масла на диск через сальники. Устраняется заменой старых сальников и устранением течи масла.
- При износе фрикционной накладки раньше меняли накладку, сейчас так никто не делает. Диск меняется целиком.
- При нажатой педали появляется шум, скрежет и лязг. Причина понятна — демпферные пружины в критическом состоянии. Желательно заменить диск, не устраивая сложную установку новых пружин.
Корзины
Неисправности корзины сцепления:
- Шум при нажатии на педаль сцепления. Что касается корзины, то есть одна вероятная причина — неисправность гибких пластин корзины сцепления. Обычно производится замена корзины.
- Неисправна диафрагменная пружина нажимного диска. Если она точно является причиной неисправности, то производится замена.
- Сильное коробление нажимного диска. Может помочь чистка. Если нет, то замена корзины опять же целиком.
Главного цилиндра
Последствием проблем с главным цилиндром бывает пробуксовка сцепления. Возможна закупорка компенсационного отверстия. Ремонт проводится снятием цилиндра, диагностикой, промывкой и чисткой отверстия. Обязательно надо убедиться в его работоспособности, убедиться, что шток взаимодействует с вилкой сцепления.
При некорректной работе этого штока педаль будет медленно возвращаться или совсем не будет возвращаться в первоначальное положение. Причин может быть множество: густая смазка, зеркало цилиндра повреждено, но вероятной причиной также является поломка выжимного подшипника. Поэтому опять же необходима чистка, смазка, замена масла.
И наконец распространенная неисправность, связанная с работой главного цилиндра. Резкое нажатие педали вызывает отключение сцепления.
Причины, методы устранения:
- Недостаточно жидкости в системе сцепления. Жидкость надо долить до уровня, при сильном загрязнении сделать ее замену.
- Система негерметична. Снижено давление в системе, режим работы становится критическим.
- Часто бывает повреждение рабочей манжеты или зеркала главного цилиндра. Провести диагностику, сделать ремонт или заменить.
Тросика
Педаль с тросовым приводом ставится на классических системах сцепления. Они регулируются механически, можно отрегулировать длину хода педали. Когда трос сильно перетянут, ведомый диск неплотно прилегает к ведущему и вызывает пробуксовку.
Главные неисправности — растягивание троса и обрыв. Порванный трос заменяется на новый. Растянутый можно правильно отрегулировать до нужного натяжения.
Электронного привода
Проблемы электронного привода:
- поломка датчика педали сцепления или какого-либо другого датчика данной системы;
- поломка приводного электромотора системы;
- замыкание или обрыв кабелей и линий датчиков, электромотора и других приборов системы;
- поломка или разрегулировка педали сцепления.
Для проведения ремонта нужно тщательно проверить все цепи и системы. Самые частые поломки — датчик положения педали и разрегулировка педали. В этих механизмах возникают проблемы с электрическими контактами.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.