Смазочные материалы играют важную роль в работе автомобильного двигателя. Их основная задача — снизить трение между движущими частями мотора для предотвращения быстрого износа. Масло является расходником, в процессе работы утрачивает функциональные свойства. Отсюда возникает вопрос: как часто менять моторное масло?
- Как часто менять масло в двигателе
- Когда следует сократить интервал замены
- Когда нужна внеплановая замена
- Последствия редкой замены
- Интервал замены масла в дизельном моторе
- Разные подходы к замене масла
- По календарю
- По пробегу
- По моточасам (калькулятор)
- По топливу
- Ответы на частые вопросы
- Как часто нужна промывка двигателя
- Если перелили масло в двигатель, что делать
- Что можно сломать при замене масла и как этого избежать
Как часто менять масло в двигателе

Автопроизводитель устанавливает предельное время выработки смазки до полной утери эксплуатационных характеристик.
Рекомендуется замена масла при пробеге 10 тысяч километров или 15 тысяч километров. В случае, когда указанный пробег не достигается в течение года, то рекомендуется проводить плановую замену раз в год.
Во время простоя в течение года свойства смазки ухудшаются. В руководстве пользователя каждого автомобиля есть рекомендация производителя, когда менять масло в двигателе.

Некоторые водители рассчитывают сроки замены по отработке моточасов или в зависимости от режима работы. При эксплуатации автомобиля в городском режиме, неравномерном передвижении от светофора к светофору, при постоянном движении в автомобильных пробках температура масла всегда повышенная, оно быстрее теряет свойства. А в зимнее время при коротких поездках не прогревается до рабочей температуры.
Зимняя эксплуатация, передвижение в городских пробках, движение с высокими нагрузками по бездорожью значительно снижают интервал замены масла до 6-7 тысяч километров.
Загрузка ...
Когда следует сократить интервал замены
Практически все водители делают замену смазки в моторе через 10 тысяч километров пробега и считают, что после такой периодичности проблем у двигателя быть не должно. В отдельных случаях такой подход не является правильным. Возможен серьезный износ двигателя, влекущий за собой последствия в виде необходимости полной ревизии.
Через сколько менять, когда необходимо отступить от установленных регламентов и снизить интервал замены?
- Частая скоростная езда. Новые автомобили обладают замечательной динамикой и мощностью. Но при постоянной работе на высоких оборотах, нагрузка на мотор повышается, и ему грозит быстрый износ. Масло накапливает большое количество загрязнений, не сгоревших в камере сгорания и осевших на стенках цилиндра. Поэтому рекомендуется более короткий пробег между заменами, условно 6-7 тысяч километров.
- Покупка подержанного авто. Приобретая «бывший в употреблении» автомобиль вы не можете рассчитывать на достоверность полученных от бывшего владельца сведений. История частоты замены смазки и его качества для вас тайна. Иногда приходится удалять грязь, образовавшуюся внутри двигателя. Следовательно, нужно уменьшить сроки сервиса, потому что новое масло быстро загрязнится от шлама, находящегося внутри старого двигателя. Купленный подержанный автомобиль нуждается в тщательной проверке двигателя. Необходимо промыть мотор, установить новые свечи, залить новое масло, после пробега 4 тысяч километров оно также должно быть заменено. Только таким образом новый автовладелец может застраховать себя от крупных проблем при дальнейшей эксплуатации автомобиля.
- Двигатель много работает на холостом ходу. При постоянном движении в пробках и частых остановках на светофорах, двигатель работает вхолостую на малых оборотах. В случае расчета сроков замены смазки следует учитывать реальное время работы двигателя, которое отличается от показателей пробега. В городском режиме, при средней скорости движения 30 км/ч, автомобиль проезжает расстояние 6000 км за 200 часов работы (моточасов). За такое время масло полностью вырабатывается. Рекомендуется замена, особенно в летнее время, когда деградация масел происходит значительно быстрее из-за перегрева.
- Эксплуатация происходит в сложных условиях. Условия эксплуатации тоже серьезно влияют на выработку масла. Любые температурные, климатические крайности (температура ниже 0, выше 25), влияют на рабочие характеристики автомобиля, приводят к необходимости частой замены технических жидкостей. Поэтому в таких условиях замена производится так же на «небольших» пробегах. Экономия здесь совсем неуместна, потому что незначительные сервисные расходы все равно будут ниже, чем сложный ремонт.
- При изменении марки и категории масла. При замене марки смазки, при переходе с одной категории масла на другую, тоже возникает необходимость снижения сервисного интервала. Если вы заливаете масло другого производителя, то необходимо не допустить его смешивания с остатками старой смазки. Потому что это может вызвать загрязнение его остатками новой смазочной жидкости. Ближайшую замену следует делать через 5 тысяч километров. После первого раза можно будет вернуться к обычному интервалу замены.
Чтобы уберечь себя от финансовых затрат на большой дорогостоящий ремонт, нужно всего лишь своевременно проводить обслуживание автомобиля и в некоторых случаях для подстраховки соблюдать измененный интервал замены масла. Тогда вы наверняка не столкнетесь с какой-нибудь неожиданной поломкой. И будете ездить на исправном автомобиле.
Когда нужна внеплановая замена
Если автомобиль прошел ремонт двигателя или системы смазки с частичной утерей масла, то в обязательном порядке необходима полная замена, доливка недопустима.
Бывают аварийные случаи, когда в смазку попадает вода, антифриз или любая другая жидкость. Тогда старое масло полностью сливается и заливается новое.

Как часто при потемнении масла, автовладельцы решают, что появилась проблема, но его не нужно менять. Оно в хорошем состоянии, просто собрало всю грязь внутри двигателя.
Последствия редкой замены
Если пропустить время замены один раз, то возможно никаких проблем это не вызовет. Если далее делать все своевременно, то последствия сгладятся. Но постоянно делать просрочку нежелательно, это приведет к негативным явлениям:
- Сильное загрязнение. Масло становится грязным в процессе работы, приобретает черный цвет. Промывающие присадки перестают работать, масло не чистит загрязнения, они накапливаются внутри двигателя.
- Сильный износ деталей двигателя. Смазка престает защищать от износа. Причина та же — выработались присадки.
- Низкая вязкость. При работе мотора специальные загустители масла перестают работать. В смазку подмешивается топливо. При недостаточно частых сменах смазки она теряет вязкость, переставая удовлетворять необходимым требованиям.
- Износ и поломка турбокомпрессора. Деградировавшая смазка приводит к образованию повреждений на вале и подшипнике компрессора. В результате его работа осложняется, ресурс сокращается.
Интервал замены масла в дизельном моторе
Для дизельного двигателя расчеты те же, что и для бензинового. Только на масло в дизельном двигателе оказывается гораздо большее внешнее воздействие, оно быстрее окисляется. Поэтому замена делается чаще. Качество дизельного топлива с высоким содержанием серы также отрицательно отражается на состоянии двигателя.

Исходя из таких условий все замены для дизельного двигателя нужно производить с коэффициентом 0,5-0,66 от бензиновых моделей.
Обычная замена моторного масла на дизелях проводится через 7-8 тысяч километров. Это оптимальные сроки, они зависят от качества смазки, модели автомобиля и его текущего состояния.
Разные подходы к замене масла
Регулярная замена масла производится по двум параметрам, по пробегу и по времени эксплуатации. У одного водителя 10 тысяч километров пробега образуется за два месяца, другой проезжает этот километраж за год и более. Интенсивность пользования автомобилем влияет на выбор метода замены масла
По календарю
Если машина практически не ездила, смотрим на календарь. Масло обязательно меняется раз в год независимо от пробега. За год рабочие свойства смазки утрачиваются, в двигателе собирается влага, мотор подвергается коррозии, масло окисляется. Простояла машина без движения год, старое масло сливается, заливается свежее.
По пробегу
Если автомобиль ездил в комфортных условиях, не застревал в пробках, держал высокую среднюю скорость (более 40 км/ч), то замену можно делать через каждые 10 тысяч километров. В данной группе автомобилей складываются практически идеальные условия.
По моточасам (калькулятор)
Когда автомобиль медленно перемещается по городу, то масло стареет значительно раньше. Городские пробки, частая работа двигателя на холостых оборотах — его главные враги. Пробег небольшой, но двигатель испытал максимальную нагрузку.
Надо ли устанавливать счетчик моточасов? Не обязательно. Можно рассчитать количество моточасов, разделив пробег после замены смазки на среднюю скорость движения (ее фиксирует бортовой компьютер) за этот же период. Для расчёта можете воспользоваться калькулятором.
Базовое масло | Примерный ресурс в моточасах |
---|---|
Минеральное | 170-200 |
Полусинтетика | 200-250 |
Гидрокрекинг | 250-300 |
Полностью синтетические | 300-350 |
Цифры приблизительные. После этих сроков масло начинает значительно терять в свойствах. |
Чтобы рассчитать на каком пробеге нужно поменять масло, нужно среднюю скорость умножить на 250 моточасов. Если живете в большом городе, то средняя скорость не больше 20-25 км/ч. То есть 25 умножаем на 250 получается 6250. Для расчёта используйте калькулятор.
По топливу
Еще один метод — считать сроки замены масла по расходу топлива. Подсчитывать постоянно расход бензина конечно сложно, надо постоянно контролировать заправку топлива, но и такой метод имеет право на существование.
Условно 1000 литров расходуется для того, чтобы проехать 10 тысяч километров. Вот и ориентир. Делайте замену масла один раз на каждую 1 тысячу литров бензина.
Но надо делать поправку на мощность двигателя и его объем. Маленький маломощный двигатель сильнее подвергается износу, хоть и экономит топливо. Двигатель большого объема мощнее и крепче, легко держит нагрузки, но топлива потребляет много.
Ищите средний баланс между расходом топлива и заменой смазки. И, кстати, учитывайте стиль вождения, кто-то ездит спокойно, а кто-то сжигает топливо с огромной скоростью.
Загрузка ...
Ответы на частые вопросы
Иногда возникают вопросы, на которые найти самостоятельно ответы не получается. Затронем три очень важных вопроса и дадим разъяснение по ним.
Как часто нужна промывка двигателя
Перед заливкой нового масла иногда возникает необходимость промыть двигатель. Так обычно поступают при смене одного типа масла на другой или смене марки. Переход с минерального масла на полусинтетическое или с полусинтетического на синтетическое.
Смазка разных категорий при смешивании могут образовывать сгустки. Задача промывки — максимально убрать из мотора все остатки старого масла. Различные быстрые промывки «пятиминутки» применять не рекомендуются, так как они очень активны и могут привести в негодное состояние резиновые уплотнители, что в дальнейшем чревато утечкой масла. И, разумеется, потребуется замена этих резинотехнических изделий. Существуют промывочные масла, но их применение тоже под вопросом.
При переходе с одной смазки на другую лучше сократить интервал замены вдвое от обычного. Тогда не придется использовать промывки.
Если перелили масло в двигатель, что делать
Если смазки залито больше установленного объема, то возможно возникнут неприятности, а именно:
- сильно снизится мощность мотора
- повышение давления масла вызовет появление пузырьков газа, масла начнет пениться, что сразу негативно отразится на толкателях, натяжителях и прочих гидравлических элементах
- вследствие ухудшения охлаждения двигателя будет повышенная температура, начнется горение масла и повышенный расход смазки
- продукты горения будут удаляться через выхлопную систему, возможно задымление выхлопных газов
- для автомобилей с турбокомпрессором избыточный объем опасен образованием затвердевших частиц, которые отрицательно повлияют на работу компрессора.
Если значительно перелили масло, то откачать его самостоятельно не сложно через отверстие щупа с помощью шприца и тонкого шланга (от капельницы подойдет).
Что можно сломать при замене масла и как этого избежать
При работе в подкапотном пространстве конечно можно что-то сделать не так, приложить излишнее усилие и что-нибудь сломать. Поэтому аккуратность при работе необходима.
При снятии масляного фильтра, если неправильно распределить усилие, то повреждения его посадочного места не избежать. Не закручивайте фильтр с избыточным усилием.
Затягивание пробки картера тоже желательно производить аккуратно, чтобы не испортить резьбу. В противном случае пробка начнет пропускать масло. Не поскупитесь поменять уплотнительную шайбу.
Оберегайте от пыли три главных места: горловину для заливки, установочное место фильтра и сливную пробку картера. Попавшая внутрь двигателя грязь приведет к негативным последствиям.
При замене масла иногда ломают масляный щуп. Но это происходит крайне редко.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Красава!???