Для снижения уровня шума работающего двигателя на автомобили устанавливается выхлопная труба с устройством, которое снижает громкие звуки выходящих из выхлопной системы отработанных газов. Это устройство называется резонатор глушителя.
- Резонатор – это
- Для чего нужен резонатор
- Устройство резонатора автомобиля
- Влияние резонатора на мощность
- Неисправности
- Как проверить резонатор
- Как снять резонатор
- Какой резонатор купить
- Прямоточный резонатор стоит устанавливать
- Как сделать резонатор своими руками
- Что понадобится и процесс изготовления
- Сложности
Резонатор – это
Резонатор – устройство, гасящее звуки газов, выходящих после сгорания топлива в выхлопную систему.
Главная его задача – снизить громкость выхода газов из камеры сгорания. От его конструкционных особенностей зависит громкость работы выхлопной системы. Поломка приводит к проблемам в удалении выхлопных газов. Увеличивается шумность, появляется запах несгоревших газов в салоне.
Для чего нужен резонатор
Резонатор важный элемент выхлопной системы автомобиля. Он гасит в глушителе низкочастотные звуки при выходе выхлопных газов из двигателя. Причины появления громких шумов:
- быстрое расширение газов;
- вибрация рабочих частей системы отвода выхлопных газов.
Резонатор нужен для изменения скорости выброса выхлопных газов. Помимо всего прочего он позволяет равномерно распределять давление газов в выхлопной системе и создавать условия для использования максимальной мощности двигателя.
Устройство резонатора автомобиля
Как устроен резонатор? По какому принципу происходит работа резонатора? Он состоит из перфорированной трубы внутри металлического корпуса. Также предусмотрены отверстия для эффективного снижения громких звуков. Внутренняя его часть делится перегородками на отдельные участки в продольном направлении трубы. В настоящее время внутри резонаторов устанавливают слой тепловой и шумоизоляции.
Внутри в полостях расположены зоны сужения и расширения для прохождения выходящих газов, позволяющие изменять их частотные импульсы. Отдельные полости имеют собственную индивидуальную частоту звукового резонанса. На внутренней стороне имеется перфорация для выравнивания разброса колебаний звуковых волн, создающихся выходящими газами.
Следует следить за следующими факторами:
- износом частей резонатора, нарушением герметичности
- грязью и смолянистым нагаром
- диаметром, от которого зависит его эффективность.
Загрузка ...
Влияние резонатора на мощность
Внутри в резонаторе газы движутся из камеры в камеру, причем все камеры имеют разные объемы. Таким образом происходит изменение звуковых волн и снижение громкости звука. Но такая сложная траектория выхода газов снижает скорость их удаления из камер сгорания двигателя и приводят к снижению его рабочих характеристик.
Из-за резонатора теряется в среднем до 10% мощности двигателя.
На первых автомобиля начала ХХ века ввод выхлопной системы имел разветвитель с дроссельной заслонкой. При открытой заслонке газы вылетали напрямую, и давали возможность ехать на пределе мощности. При въезде в город заслонка закрывалась, газы направлялись через резонатор, и автомобиль становился менее шумным, но зато терял 10-15% мощности. С открытой заслонкой разрешалось ездить только за городом.
Неисправности
Так же как и любая автомобильная деталь резонатор глушителя подвергается износу и может прийти в непригодное для эксплуатации состояние. Через него постоянно проходят отработанные газы, имеющие очень высокую температуру. В газах также содержатся различные агрессивные вещества, приводящие к прогоранию металлических частей выхлопной системы.
Признаками проблем и неисправностей резонатора глушителя могут быть:
- Снижение продуктивности работы систем выхлопа. Появляются громкие низкочастотные звуки в трубе.
- Большое количество отработанных газов выходит не сзади из глушителя, а снизу из-под днища. Что является явным признаком нарушения герметичности резонатора или его патрубков.
- Резонатор начинает издавать металлические дребезжащие звуки. Это прогорели внутренние перегородки или трубки. Часть прогоревшей детали отрывается от стенки и дребезжит от соприкосновения с другой деталью.
- Значительно падает мощность двигателя, так как пропускная способность резонатора ухудшается, удаление газов затрудняется. Часть отработанных газов стопорит выброс газов из цилиндров. Это слегка душит мотор.
Как проверить резонатор
Если указанные выше проблемы были выявлены, то надо провести осмотр и убедиться, что неисправность системы имеет место. Проверяем резонатор следующим образом.
Необходимо иметь доступ к днищу автомобиля, поэтому лучше использовать смотровую яму. Производится осмотр выхлопной системы на предмет целостности резонатора, патрубков и всех мест стыков.
Появление конденсата в остывающем резонаторе, который начинает сочиться из стыков или мест соединений, первый признак каких-либо неисправностей или неполадок глушителя. Это сразу же сигнализирует о потере герметичности. Необходимо заварить отверстие, а лучше просто установить новый резонатор.
На нарушение целостности резонатора указывает наличие газов, выходящих из стыков и отверстий. Тут налицо имеется факт негерметичности резонатора. Надо его срочно заменить, как только обнаруживается, что из-под днища выходит большое количество выхлопных газов.
Как снять резонатор
Резонатор снимается в следующей последовательности:
- Отсоединяются патрубки, которые подключают резонатор к выхлопной системе.
- Резонатор глушителя снимается с подвесных креплений на днище.
- Резонатор полностью снимается.
Монтаж нового резонатора проводится в обратной последовательности. Следует аккуратно снимать резиновые уплотнители на соединениях патрубков во избежание их повреждения.
Какой резонатор купить
Выбирать новый резонатор нужно исходя из их качественных характеристик. Они сейчас выпускаются из нержавеющей стали и тонкой стали покрытой алюминием.
По долговечности лучше подходит резонатор из нержавейки. Такой материал более устойчив к коррозии и работе в условиях высоких температур.
Прямоточный резонатор стоит устанавливать
Прямоточный резонатор от стандартного серьезно отличает диаметр прямой перфорированной трубы внутри, который имеет диаметр выхлопной системы без каких-либо отсеков и перегородок внутри.
Звук стронгера значительно отличается от стандартного. Необязательно установка прямоточника как-то изменит характеристики двигателя. Он может производить много шума при не сильно возросших показателях мощности.
Как сделать резонатор своими руками
Для того чтобы создать проект, и изготовить самостоятельно резонатор глушителя, надо учесть один серьезный момент.
Эффективность работы для снижения шумов и вибрационных воздействий нового изделия будет зависеть от толщины металла, из которого оно будет изготовлено. Чем он толще, тем качество резонатора будет выше. Поэтому отработанные газы двигателя поступают в коллектор, имеющий достаточно большой вес.
У качественных импортных автомобилей выхлопная система значительно тяжелее, чем аналогичный элемент на автомобилях отечественного производства. Большая масса дает им преимущество в снижении шума и вибрации, делает их более совершенными.
Второй момент, желательно не перебрать с массой. Иначе резонатор будет настолько массивным, что это негативно отразится на динамических характеристиках автомобиля в целом. Тяжелая выхлопная система будет слишком нагружать элементы шасси и трансмиссии.
Почему автолюбители берутся за самостоятельное изготовление выхлопных систем. Причина в комфорте, стандартный резонатор не позволяет достичь достаточных показателей шумности. Изготовленный индивидуально элемент работает значительно тише. Иногда для снижения звука выхлопа ставят в ряд второй резонатор, но система получается чересчур громоздкой. Поэтому в большинстве случаев прибегают к замене основного глушителя на самодельный. Есть и вторая причина — вместо стандартного ставят самодельный прямоточный стронгер.
У него тоже есть свои отличия и особенности:
- незначительное увеличение мощности двигателя в пределах 5-10%;
- более сочное басовое звучание выхлопа.
Что понадобится и процесс изготовления
Понадобятся металл, слесарный инструмент и оборудование:
- инструменты для обработки металла
- качественный аппарат для сварочных работ
- шлифмашинка с расходниками.
Конструкционные особенности и потребительские качества резонатора могут зависеть только от подобранных материалов и творческих амбиций автолюбителя. Наиболее оптимален проект изготовления самодельного прямоточного стронгера:
- В первую очередь подготавливается труба, которая станет основной рабочей трубой резонатора. Ее диаметр должен соответствовать или быть немного больше, чем у стандартного заводского изделия. Для нормального монтажа ее внутри резонатора надо подобрать диаметр, который не будет создавать трудности при присоединении ее к выхлопной системе автомобиля. Либо нужно предусмотреть соединительный фланец.
- В этой трубе сверлятся отверстия перфорации как на обычном стандартном резонаторе.
- Потом в ход идет труба чуть большего диаметра, сантиметра на 4-5 больше, которая станет внешним корпусом стронгера. Она будет короче внутренней трубы с каждого края на 5-10 сантиметров.
- Делаются кольцевые заглушки на обе торцевые стороны. Их вырезают из листа металла и обрабатывают края шлифмашинкой
- Трубы вставляются друг в друга и пространство между ними наполняется хорошей качественной минватой для теплоизоляции и гашения звука.
- На торцы надеваются и привариваются заранее изготовленные кольцевые заглушки.
- Сварочные швы зачищаются абразивным диском шлифовальной машинки и окрашиваются термостойкой краской.
- Заключительные действия — установка самодельного резонатора на штатное место в выхлопной системе автомобиля. Швы также зашлифовываются.
Приблизительно так проводятся работы. Описанное самодельное устройство является самым простым в изготовлении вариантом. Можно выбрать любой другой проект, более сложный и совершенный.
Иногда без особых ухищрений неисправный элемент выбрасывают, а вместо него вваривают в систему обычный кусок трубы. Такой вариант не является правильным. Большого прироста мощности это не даст, зато реветь автомобиль будет значительно громче. Такой шумовой фон вряд ли принесет удовлетворение вам и всем другим участникам движения. Кроме того он сразу привлечет пристальное внимание сотрудников ДПС, так как является нарушением технического регламента.
Сложности
Установка самодельного элемента выхлопной системы может привести к ряду трудностей, с которыми наверняка придется столкнуться новоявленному владельцу такого резонатора. Эти проблемы требуют обязательного решения.
Для начала надо определиться с увеличением массы нового устройства в штатной автомобильной системе. Особенно если вы использовали совсем уж нестандартные металлические трубы для своей самоделки. Возможно придется заменить штатные кронштейны и амортизирующие подвесные элементы. Или просто их дополнительно усилить. От излишнего веса автомобиль может присесть, и уменьшится дорожный просвет. О том, что ходовая часть будет дополнительно нагружена можно и не говорить. Подумайте, есть ли у вас такая серьезная необходимость утяжелять автомобиль.
Еще одна проблема — изменение соотношения количества поступающего воздуха и образующихся отработанных газов. Поэтому нужно будет изменить настройки, отрегулировать подачу воздуха и топлива под изменившиеся обстоятельства.
И не упускайте из виду еще один важный момент. Любые несертифицированные элементы, установленные на автомобиль, являются нарушением технического регламента со всеми вытекающими последствиями. Может случиться так, что с новым резонатором вы не сможете пройти технический осмотр. Службы диагностики очень неодобрительно относятся к подобным переделкам.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.