Одним из важнейших считывающих данные устройств под капотом любого современного автомобиля является ДМРВ, то есть датчик массового расхода воздуха. Механизм ответственен за считывание показаний по воздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя, и его некорректная работа приводит к нарушению тонкой работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Об основных аспектах работы устройства, о том как проверить ДМРВ, и пойдет речь в данной статье.
Что такое ДМРВ
ДМРВ – это устройство, основным назначением которого является определение массы воздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Датчик связан с электронной системой управления впрыском в цилиндры, на базе его показаний электронный блок принимает решение о том, сколько топлива поступит в двигатель при каждом цикле работы.
ДМРВ всегда устанавливается в воздушном патрубке между воздушным фильтром и дросселем. Устройство его в большинстве случаев представляет классический ветромер (или, по другой терминологии, анемометр). Принцип действия заключается в том, что поток воздуха проходит через нагреваемый элемент, причем нагревание производится электрическим током. Часто нагреваемый элемент представляет сбой платиновые нити, через которые подаётся ток. Исходя из изменений силы тока на первой и контрольной нитях воздухомер (ДМРВ) рассчитывает показания проходящей через ограниченное пространство патрубка массы воздуха.
Расположения датчика
ДМРВ находится в патрубке между воздушным фильтром и впускным коллектором двигателя. Конкретное местоположение разнится в зависимости от марки автомобиля, однако всегда датчик установлен перед дроссельной заслонкой. Его вычислительная часть крепится сверху корпуса воздушного фильтра. Нередко датчик крепится вместе с измерителем температуры воздуха.
Очень часто ДМРВ располагается сразу за корпусом воздушного фильтра.
Если ДМРВ не работает
Что такое ДМРВ? Это всего лишь датчик, потому выход его из строя хотя и считается важной неисправностью, однако на большинстве моделей автомобилей не приводит к мгновенной остановке двигателя.
Скорее всего, неисправность ДМРВ приведет к некорректной работе электронной системы впрыска, то есть топливная смесь окажется либо обедненной, либо, наоборот, слишком богатой. Соответственно, выходная мощность либо повысится при росте расхода топлива, либо, наоборот, упадет. Выход из строя некоторых типов датчиков приводит к мгновенному взлёту показателя оборотов двигателя на холостом ходу до 1.500 оборотов в минуту.
Таким образом, последствия выхода датчика ДМРВ из строя предсказать трудно, в любом случае, его неисправность не несёт ничего хорошего для двигателя. Потому его важно регулярно проверять, измеряя напряжение на нити.
Если датчик массового расхода воздуха неисправен, на приборной панели должен появится предупреждающий сигнал Check Engine.
Признаки неисправного датчика
Конкретный перечень первичных последствий нарушений в работе датчика зависит от модели автомобиля, однако все их можно разделить на две группы – электронные и механические признаки.
Электронные первичные признаки неисправности ДМРВ подразумевают различные способы идентификации проблемы электронной системой. «Умный» блок управления понимает, что со смесью что-то не так, и выдаёт об этом предупреждение на приборную панель автомобиля.
- Загорается лампочка CheckEngine («Проверьте двигатель», есть на большинстве автомобилей), означающая неисправность в работе ДВС.
- Загорается лампочка низкого уровня сигнала с ДМРВ (в меньшем количестве марок автомобилей).
Есть и объективные, то есть механические, признаки, которые свидетельствуют о проблемах с датчиком. Правда, стоит учитывать, что большинство из них можно трактовать двояко, потому диагностика всё рано необходима.
- Нестабильная работа мотора на холостом ходу.
- Неоправданно увеличенный расход топлива, «чихание» двигателя.
- Завышенные или заниженные обороты двигателя.
- Мотор глохнет при переключении передач, сбой в настройках работы автоматической коробки переключения передач (АКПП).
- Двигатель теряет в динамике разгона, плохо запускается «на холодную».
Как проверить датчик массового расхода воздуха самостоятельно
Проверить текущее состояние ДМРВ можно и самостоятельно, ниже речь пойдёт о том, как это сделать своими руками несколькими способами.
Отключение
Проверить неисправность датчика ДМРВ можно следующим образом.
- Отсоединить датчик от питания. На разных моделях это делается по-разному, однако разобраться нетрудно при визуальном осмотре прибора. Нужно отсоединить провод подходящий к сенсору.
- Запустить ДВС и оценить его работу.
Дело в том, что при полном отсутствии сигнала с датчика двигатель переходит на работу в аварийном режиме. Электронный блок как бы говорит ему, готовить топливную смесь исключительно исходя из положения дроссельной заслонки. Если двигатель после отключения датчика стал работать мощнее, значит, датчик ему мешал, а значит, ДМРВ неисправен.
Осмотр
ДМРВ крепится к патрубку, ведущему от воздушного фильтра к дроссельному узлу. Патрубок крепиться к коробке воздушного фильтра хомутом. Ослабить его несложно. Поле этого появится доступ внутрь патрубка.
Следует осмотреть внутреннюю его поверхность – она должна быть абсолютно чистой и сухой. Если же на ней есть следы масла или другой жидкости, то это верный признак загрязнения воздушного фильтра. В любом, случае, при обнаружении следов жидкости, необходимо их удалить при помощи чистящих средств.
Нити датчика очень хрупкие, удаляя загрязнения из патрубка будьте предельно аккуратны.
Исправный контроллер
Проверить состояние ДМРВ можно при помощи нового датчика, если таковой имеется. Для этого нужно аккуратно отсоединить старый контроллер и заменить его на новый. Если мотор стал работать лучше, значит, прежний датчик был неисправен. Датчики массового расхода воздуха необходимо устанавливать одной модели.
Сканер
Топливной системой современного автомобиля управляет компьютер, то есть обычное вычислительное устройство, с которого можно считать данные. Сделать это можно в домашних условиях, достаточно найти подходящее интерпретационное программное обеспечение (сканер) для смартфона или ноутбука, а также обеспечить соединение через адаптер Bluetooth или Wi-Fi. Есть очень функциональные автомобильные сканеры, которые стоят совсем недорого.
Сканером можно проверить показания ДМРВ на разных оборотах двигателя. Сопоставляя эти данные с базовыми данными производителя по конкретной модели двигателя, можно понять, имеется ли неисправность, требует ли датчик замены.
Мультимер
Мультимер – это электрическое устройство, с помощью которого можно считать напряжение с датчика. Он имеет четыре выхода – «плюс», «минус», «землю» и логический выход для подключения к датчику. Сравнивая полученное значение с приведёнными ниже параметрами, можно определить, нуждается ли датчик в замене и ремонте.
Напряжение, V | Состояние датчика |
---|---|
1,01 – 1,02 | хорошее |
1,02 – 1,03 | среднее |
1,03 – 1,05 | износ велик |
Больше 1,05 | пора менять |
Считать напряжение с датчика также можно с помощью приложения-сканера.
Промывка
В среде автолюбителей распространено мнение, что «оживить» ДМРВ можно обычной промывкой каким-нибудь дешевым чистящим средством из числа тех, что некогда деды использовали для промывки жиклёров карбюраторов.
Промывка действительно может помочь оживить исправный датчик, однако чудес от неё ждать не стоит – улучшения в напряжении на датчике редко превышают десятые доли Вольт.
Кроме того, нельзя использовать для промывки «карбюраторные» жидкости – они могут быть слишком агрессивны и повредить чувствительным компонентам ДМРВ. Существуют специальные растворы, предназначенные для промывки датчиков, однако стоят они обычно дороже.
Чего нельзя делать
Датчик воздуха ДМРВ – достаточно сложное и хрупкое устройство, в обращении с которым необходимо соблюдать определённые правила.
- Не применять для промывки жидкости на основе ацетона и этилового эфира, не использовать жидкости для промывки карбюраторов.
- Не продувать патрубок компрессором или феном. Высокое давление может просто сломать хрупкое внутреннее устройство, основу которого составляют нити толщиной не более 0,01 мм, крепящиеся к кристаллу компаундом. Фен также может расплавить компаунд потоком горючего воздуха.
- Не пытаться влезать в устройство датчик с помощью подручных средств – игл, зубочисток и других. Вообще соваться в устройство электронного компонента датчика воздуха не рекомендуется.
Средства для очистки ДМРВ
Самое эффективное средство для очистки датчиком массового расхода воздуха – Liqui Moly Reigner. Его применяют для очистки датчиков на всех типах двигателей, включая дизельные. Также высокую эффективность показывают другие импортные средства, специально разработанные для чистки датчиков расхода воздуха – Kerry KR-909-1 и Gunk Mass Air Sensor Cleaner.
Из народных средств, допустимых для промывки ДМРВ, следует выделить метиловый, этиловый, муравьиный и изопропиловый виды спиртов. Все они неплохо справляются с масляными пятнами.
Производитель | Цена в руб. РФ | Объем |
---|---|---|
Hi-Gear HG3260 | 1000 | 390 |
LIQUI MOLY Luftmassensensor-Reiniger | 1500 | 200 |
Axiom A9607 | 900 | 650 |
KERRY очиститель расходомера | 300 | 210 |
Carville Racing S7210327 | 400 | 210 |
Цена указана на апрель 2023 для Москвы |
Но стоит еще раз сказать, что промывка может помочь, если датчик воздуха грязный. Если он сломан, от промывки толку не будет.
Снятие и чистка ДМРВ на примере Шкода Октавия Тур (1 поколение)
Загрузка ...
Алгоритм замены
При необходимости снять датчик массового расхода воздуха самостоятельно необходимо придерживаться следующей последовательности действий.
- Выключить зажигание, поднять крышку капота.
- Снять клемму минус с аккумулятора.
- Ослабить хомут, которым фиксируется гофра патрубка к коробке воздушного фильтра, отсоединить гофру.
- Отогнуть защитную гребенку и отсоединить разъём ДМРВ.
- Аккуратно выкрутить винты крепления датчика воздуха на крышке воздушного фильтра.
- Аккуратно же снять датчик.
Монтаж нового устройства контроля воздуха производится в обратной последовательности.
ДАД и ДМРВ
О том, как работает ДМРВ, было рассказано выше. Однако датчик массового расхода – не единственный способ производить измерения поступающего в ДВС воздуха. Распространённая альтернатива – датчик абсолютного давления (ДАД), устанавливающийся в связке с датчиком температуры воздуха (ДТВ). Принцип действия этого устройства совсем другой – он не пропускает через себя поток воздуха, а проводит измерения на основании разницы давлений с обеих сторон вакуумной камеры, находящейся в центре устройства. В ней расположена колеблющаяся перегородка, в зависимости от колебаний которой и определяется количество поступающего в цилиндры воздуха.
ДАД – менее совершенное и точное устройство, работающее к тому же с большей задержкой. Однако, оно дешевле ДМРВ.
Некоторые водители хотят заменить часто выходящий из строя ДМРВ на ДАД. Но оно того не стоит. Для этого нужно сменить блок управления ДВС или перепрошить его на сигнал от другого контроллера.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.