На панели приборов горит значок аккумулятора (АКБ). Он предупреждает о неисправности в цепи батареи. Рассмотрим, как устроена схема работы индикатора. Еще в материале есть инструкция по поиску причин неисправности, и методы их устранения.
- Как работает лампочка аккумулятора
- Почему нужно устранить причину
- Почему горит значок аккумулятора
- Генератор (ГР)
- АКБ
- Износ подшипника
- Недостаточный контакт
- Лампа приборной панели
- Предохранитель перегорел
- Провода
- Паразитное сопротивление
- Инструкция для установления причины горящей лампы АКБ
- Можно ли ехать с горящей лампочкой АКБ
Как работает лампочка аккумулятора
Приборная панель информирует водителя о состоянии и работе различных узлов автомобиля. На ней предусмотрена и лампочка аккумулятора. Она участвует в схеме автоматической диагностики системы зарядки АКБ.
В нормальном режиме лампочка батареи должна гореть при повороте ключа в замке зажигания, и гаснуть после запуска мотора.
Рассмотрим более подробно, как устроена схема. В момент поворота ключа в замке зажигания ток начинает течь по следующему контуру – от аккумуляторной батареи к обмотке возбуждения генератора (ГР). В промежутке между этими элементами ток последовательно протекает через контакты замка зажигания, лампочку аккумулятора на приборной доске, плавкий предохранитель, диодный мост, реле регулятора напряжения, щетки и контактные кольца.
После запуска мотора происходит возбуждение генератора, что сопровождается выравниваем напряжения в лампочке аккумулятора на приборной панели. В результате она перестает гореть, а ток начинает течь в обратном направлении, обеспечивая зарядку батареи.
При неполадках в любом участке представленной цепи, произойдет отказ в погасании лампы АКБ. Либо она внезапно загорится при движении или начнет мигать.
Почему нужно устранить причину
Если горит значок аккумулятора на панели приборов после запуска мотора, при этом бортовой компьютер или специализированные приборы фиксируют перезаряд батареи, повышенное напряжения (U) может привести к самым негативным последствиям. Все зависит от величины отклонения U от номинального значения.
Небольшое превышение напряжения отразиться исключительно на аккумуляторной батарее. Будет наблюдаться закипание электролита с постепенным испарением, вплоть до полного осушения.
Существенное превышение максимально допустимого U, выдаваемого генератором, приводит к перегоранию предохранителей или выходу из строя оборудования.
К решению проблемы перезаряда необходимо подойти с полной ответственностью. В противном случае, как минимум, снизится ресурс аккумулятора и электроприборов автомобиля. Подробно о причинах повышения U и методах их устранения разберемся в следующих пунктах.
Почему горит значок аккумулятора
В момент поворота ключа в замке и последующего пуска ДВС, бортовой компьютер автомобиля тестирует целостность цепи заряда аккумулятора. При отсутствии неполадок наблюдается зажигание индикатора АКБ и его погасание через мгновение после запуска мотора.
Когда после пуска двигателя горит или мигает лампочка аккумулятора на приборной панели, следует приступить к поиску неисправности в цепи заряда. Причина может крыться в повреждении различных агрегатов.
Причины неисправности | Способы устранения |
---|---|
При включении зажигания не горит сигнализатор разряда аккумуляторной батареи (АКБ) | |
Обрыв провода между генератором, выключателем (замком) зажигания и сигнализатором | Устраните обрыв |
Сигнализатор разряда АКБ не гаснет послу запуска мотора | |
Слабое натяжение ремня, неисправен автоматический натяжитель | Подтяните / замените ремень, замените автоматический натяжитель |
Неисправен генератор (изношены или неплотно прилегают к контактным кольцам щетки, сгорела обмотка возбуждения, неисправен выпрямитель или регулятор напряжения) | Замените или отремонтируйте генератор |
Замыкание на "массу" провода между генератором и сигнализатором | Изолируйте провод |
Генератор не обеспечивает заряд АКБ | |
Окисление клемм батареи | Зачистите, закрепите и смажьте специальной смазкой наконечники проводов и клеммы |
Неисправна АКБ | Замените АКБ |
Слабое натяжение ремня | Натяните / замените ремень или натяжитель |
Неисправен регулятор или выпрямительный блок | Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок |
АКБ перезаряжается | |
Неисправен регулятор напряжения или выпрямительный блок | Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок |
Повышенное падение напряжения в цепи генератор-аккумуляторная батарея | Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в выключателе (замке) зажигания, монтажных блоках предохранителей и реле, разъемах, проверьте соединение корпуса генератора с массой |
Генератор (ГР)
Первой и самой распространенной причиной, почему на панели приборов горит лампочка аккумулятора, является неисправность ГРа. К этому могут привести следующие неисправности:
- Ослабление натяжки приводного ремня, из-за этого он проскальзывает по дорожкам шкива генератора. Это приводит к снижению требуемой скорости вращения ротора, выработка электричества снижается.
- Если на ремень попала вода или масло, то напряжение также снизится. Из-под капота будет слышен характерный писк.
- Из-за разрыва ремешка шкив ГРа вообще перестает вращаться. Выработка электричества прекращается.
- Износ щеток. Как правило, проблема обусловлена естественным стиранием.
- Поломка реле регулятора напряжения (U). Устройство отвечает за корректировку уровня напряжения ГРа, в зависимости от включенной электрической нагрузки и оборотов ДВС. При неисправности реле блокируется U.
- Выход из строя диодного моста. Данный элемент обеспечивает преобразование тока из переменного в постоянный. Естественно, что неисправность диодного моста приводит к прекращению подачи тока на аккумулятор.
- Обрыв в обмотке статора. Наиболее часто, проблема в разрыве контакта между одной из фаз статора и диодным мостом. В зависимости от модификации генератора, такой контакт закреплен пайкой или болтовым соединением. При этом лампочка аккумулятора на приборной панели будет гореть вполнакала. А в результате увеличения оборотов, будет гаснуть. Это обусловлено тем, что ГР возбуждается на двух оставшихся целых фазах.
- Нарушение контактной части на выводах генератора. Нередко на поверхность плюсового или минусового контакта попадает влага, грязь или технологические жидкости.
Если причина горящей лампы аккумулятора в генераторе, не спешите его менять целиком. Скорее всего ремонт или замена неисправного элемента восстановят его работу. Как понять, какой элемент генератора вышел из строя читайте в этом материале.
Проверяете генератор? Как часто это делаете? Пишите в комментариях.
АКБ
Нередко на панели приборов горит чек аккумулятора из-за неисправности самой батареи. К этому может привести загрязнение поверхности, окисление клемм, снижение уровня электролита, осыпание контактных пластин и выработка ресурса.
Износ подшипника
Проблема отсутствия зарядки батареи нередко в износе подшипника на генераторе или натяжном ролике приводного ремня. Выявить проблему можно по характерным скрипам и постукиваниям со стороны ГРа, неравномерному износу ремешка.
Об износе подшипников скажет люфт. Для устранения его на генераторе замените подшипник.
Из-за люфта подшипников появляется дополнительная вибрация. В результате щеточно-контактный аппарат и регулятор напряжения могут выйти из строя. Лучше выполнить замену изношенных подшипников при появлении первых признаков. Не стоит ждать момента, когда загорится лампочка неисправности аккумулятора на панели приборов.
Недостаточный контакт
Нередко на приборной доске загорается лампа аккумулятора из-за нарушенного контакта между элементами цепи. Понадобится проверить контактную поверхность плюсовой и минусовой клеммы на предмет отсутствия окисла, коррозии, влаги, грязи и технологических жидкостей. Также проверяется плотность прижатия контактов.
Дополнительную защиту контактных поверхностей даст обработка смазкой на основе графита.
Лампа приборной панели
Во многих старых автомобилях для подсветки индикатора АКБ используется лампочка накаливания. Со временем у нее перегорает нить. Многие водители по незнанию устанавливают взамен светодиодную лампу.
Это приводит к тому, что на приборной доске постоянно горит лампочка зарядки аккумулятора, но фактически зарядка есть.
В некоторых случаях она может гаснуть после резкого поднятия оборотов силового агрегата. Проблема заключается в существенной разности значения сопротивления светодиодной и лампы накаливания.
Предохранитель перегорел
Перегоревшая плавкая вставка предохранителя в зарядной схеме приводит к тому, что лампочка аккумулятора на приборной доске постоянно горит красным цветом.
Провода
Достаточной частой причиной свечения индикатора АКБ является повреждение проводников в зарядной цепи. При этом могут наблюдаться ситуации, когда лампа горит постоянно или светит в полнакала, или то светится, то гаснет. Все зависит от конкретного участка повреждения проводки и схемы зарядной цепи батареи.
Паразитное сопротивление
Паразитное сопротивление в цепи зарядки аккумулятора приводит к постепенной просадке напряжения (U) бортовой сети.
Для выявления или исключения факта наличия паразитного сопротивления, следует поочередно замерить уровень U на аккумуляторе и генераторе при работающем ДВС.
На батарее замер ведется мультиметром посредством установки щупов на плюсовую и минусовую клемму. На генераторе – на вывод B+ и массу. Допустимая разница в показаниях U не более 0.2 В. В случае превышения указанного значения, следует уточнить место образования паразитного сопротивления. Оно может быть в плюсовом или минусовом контуре.
Методика проверки плюсового контура заключается в замере разницы потенциалов между плюсовой клеммой АКБ и выводом B+. Если мультиметр фиксирует значение более 0.2 В, то следует визуально осмотреть целостность проводов и контактов со знаком «+». Также необходимо учитывать, что на многих модификациях машин с плюсовой цепи генератора предусмотрено ответвление на стартер. Нередко просадка U формируется в этом месте.
Если отклонений U в плюсовом контуре не зафиксировано, следует проверить состояние соединения «-» клеммы аккумулятора с кузовом и силовым агрегатом.
Инструкция для установления причины горящей лампы АКБ
Для выявления причины, почему на приборной доске горит лампочка аккумулятора, понадобится обладать минимальным набором инструментов и приспособлений.
Понадобятся:
- пассатижи
- крестообразная и плоская отвертка
- мультиметр или лампа на 12 В
- наждачная бумага.
Определение причины свечения лампочки аккумулятора ведется путем поэтапной проверки отдельных элементов – от простого к сложному. Далее представлена пошаговая инструкция:
- Сначала осматриваем аккумулятор на предмет явных механических повреждений и образования окислов на контактных поверхностях. Если нужно зачищаем клеммы наждачкой.
- Измеряем напряжение на клеммах АКБ при остановленном силовом агрегате. В представленной ниже таблице указана информация о степени разряда батареи, в зависимости от зафиксированного U (напряжения).
Зависимость напряжения на клеммах АКБ и уровня разрядки Напряжение (U) на клеммах, В Степень разряда, % 12,7 0 12,6 10 12,4 30 12,2 50 12 70 11,9 90 - Диагностируем генератор в различных режимах, замеряя U. Без нагрузки — от 13,8 до 14,8 В. После включение электрических потребителей – не ниже 13,5 В. Если показатели иные, какой-то элемент генератора неисправен.
Проверка АКБ и генератора Условия замера Выдаваемое напряжение Двигатель заглушен 12,5-12,8 Двигатель заведен: 1500-2000 об/мин 13,8-14,6 Двигатель заведен: включены потребители (свет, подогревы) 13,6-13,8 - Проводим диагностику регулятора U при удерживании оборотов в диапазоне 3500-4000 в минуту. Полученное напряжение в цепи зарядки не должно превышать 14,8 В.
- Контролируем натяжку ремня генератора и его механический износ, он должен быть сухим и чистым. Для проверки натяжки, следует приложить усилие большим пальцем в максимальном удалении от шкивов. Допустимый прогиб составляет 1,5 см.
- Проверяем целостность предохранителя. На крышке блока плавких вставок есть схема и их обозначение. Если причина в перегоревшем предохранители, нужно выяснить почему он вышел из строя. Иначе он может перегореть снова.
- Прозваниваем проводники во всех участках зарядной цепи – от приборной панели до замка зажигания, монтажного блока, аккумулятора и генератора. Проверяем клеммы и контакты.
- Проверяем целостность изоляции высоковольтных проводников, идущих от аккумуляторной батареи к генератору.
- Запускаем мотор, и на холостом ходу проверяем отсутствие паразитного сопротивления. Порядок проверки описан в пункте с аналогичным названием.
Категорически не рекомендуется производить проверку генератора, отсоединив любую клемму аккумулятора в момент работы ДВС. Это спровоцирует резкий скачок U, что очень опасно для электронного оборудования.
Также стоит иметь в виду, что нередко лампа АКБ на панели приборов загорается, даже при наличии заряда аккумулятора. Такие ситуации характерны при фиксации ЭБУ низкого заряда батареи, а также при пониженных температурах окружающего воздуха. Для устранения проблемы понадобится кратковременно заглушить мотор. После повторного запуска лампочка погаснет.
Можно ли ехать с горящей лампочкой АКБ
Рассмотрим, как поступить в ситуации, когда на панели приборов начала гореть лампочка аккумулятора и наблюдается рост U (напряжения) в бортовой сети. При этом нужно доехать до места ремонта своим ходом.
Если U до 15 В, можно продолжить движение. При этом рекомендуется избегать высоких оборотов и использовать исключительно необходимые электроприборы.
Если U выше значения 16 В, следует ослабить натяжку ремня генератора. Это временная мера, которая снизит перезаряд, но сократит ресурс ремня.
При отсутствии требуемого результата, следует отключить генератор. Для этого достаточно отсоединить от него провода. В результате электропитание автомобиля полностью перейдет на аккумуляторную батарею. При хорошо заряженной АКБ и минимальном количестве включенных потребителей, удастся проехать порядка 70-90 км. Этого должно хватить до передвижения к месту ремонта. Далее необходимо восстановить уровень заряда аккумулятора.
Если материал был полезен, оставьте комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.