Проверка форсунок точно такая же процедура как проверка тормозов или электрических систем автомобиля. Время от времени проводить ее необходимо, если вы не хотите однажды столкнуться с неожиданными неприятностями. Для диагностических работ можно применить определенные методики и инструменты. Но простейшая проверка ничего особенного не требует. Можно выполнить ее самому без посторонней помощи.
- Форсунки — это
- Как работают
- Признаки неисправности форсунок инжектора
- Неисправность форсунок: причины
- Как проверить форсунки не снимая с двигателя
- На слух
- Измерение сопротивления мультиметром
- Проверка питания форсунок на ВАЗах
- Манометром со сканером
- Проверка форсунок снятых с двигателя
- На рампе
- На стенде
- Проверка монофорсунки
- 3 способа чистки форсунок без снятия
- Самостоятельная чистка снятых форсунок
Форсунки — это
Форсунка — это условный пульверизатор, который под давлением через откалиброванные сопла распыляет топливо для воспламенения в зоне сгорания.
Такой способ подача горючего позволяет точно дозировать количество топлива, увеличивать или уменьшать его количество в зависимости от режима работы мотора. Кроме того подобный способ подачи обеспечивает оптимальное эффективное сжигание топлива и его экономичный расход.
Управление подачей топлива осуществляется механическим или электромагнитным приводом. Впрыск горючего производится под высоким давлением в десятки атмосфер при распределенном впрыске, в сотни и тысячи атмосфер при непосредственном впрыске.
Как работают
Насос подает топливо на форсунки под давлением. От электронного блока управления двигателя поступает импульс на электромагнитную катушку, отвечающую за включение игольчатого клапана. Сигнал открывает и закрывает подачу топлива. Объем забрасываемого топлива регулируется длительностью электрического сигнала. Существующие форсунки подразделяются на три группы:
- электромагнитные
- электрогидравлические
- пьезоэлектрические.
Электромагнитный тип ставят в основном на бензиновые агрегаты. Подаваемый на катушку клапана ток идет строго в установленные временные интервалы с установленной частотой. Ток включает электромагнит, подтягивающий игольчатый клапан, который открывает отверстие сопла. В цилиндр впрыскивается дозированное количество топлива. Напряжение в катушке отключается, клапан встает в первоначальное положение.
Признаки неисправности форсунок инжектора
Функциональное ее предназначение — подача топлива в двигатель. Неисправностью форсунки может быть ее засорение и невозможность впрыскивания топлива, или ее поломка. На проблемы и неисправности указывают такие признаки как:
- нестабильная работа двигателя на холостых оборотах
- увеличившийся расход топлива
- трудности с пуском двигателя
- если в камеру сгорания попадает слишком много топлива, появляется черный дыми из выхлопа, могут происходить громкие хлопки двигателя
- автомобиль теряет динамику, не разгоняется, теряет мощность, едет рывками, особенно при изменении режима движения, снижении скорости.
Конечно, эти признаки не стопроцентно указывает именно на неисправность форсунок. Но проверять их тоже стоит. Если причина в форсунках, то надо сразу же заняться устранением неисправности.
Загрузка ...
Неисправность форсунок: причины
Форсунки, обеспечивающие подачу топлива на современных инжекторных двигателях, делятся на электромагнитные и механические.
- Первый тип по сути электромагнитный клапан, управляемый блоком управления двигателя автомобиля. Подается электрический импульс, клапан открывается ступенчато на несколько степеней открытия. Форсунка подает топливо разными порциями в необходимом для двигателя объеме по режиму нагрузки.
- Механическая форсунка просто выбрасывает топливо в канал. Управляется механически, топливо давлением отодвигает иглу и тоже импульсами порционно распыляется. Подача закрывается пружиной.
Современной и технологичной считается электромагнитная подача. Все автомобили уже переведены именно на такую. Все дальнейшие проверки и чистки, снимая их или не снимая, будем производить именно на этом типе.
Проблем у такого типа может быть несколько:
- не поступает управляющий сигнал от «мозгов»
- поломка обмотки электромагнитного устройства
- закупоривание рабочего отверстия форсунки.
Последняя причина самая частая при отказе и неисправности.
Как проверить форсунки не снимая с двигателя
Когда возникают подозрения, что какая-то из форсунок не работает или неисправна, нужно обязательно убедиться, что подозрения не беспочвенны, и принять меры к исправлению ситуации. Чтобы провести проверку бензиновых форсунок, необязательно надо их снимать, проверить можно прямо на двигателе. Для этого существует несколько простых способов, о которых нужно рассказать подробнее.
На слух
Для хорошего специалиста не составит труда оценить состояние и проверить распылители на работоспособность, не демонтируя со штатного места. Проверку можно провести на слух. Необходимо иметь прямоугольную дощечку, а в идеале конечно иметь стетоскоп.
Край дощечки прижимается к тестируемой форсунке, противоположную часть дощечки прижимаем к уху. Если она в полном порядке, то от нее не будет исходить никаких иных звуков, кроме частых стабильных щелчков. Но если щелчков нет совсем или они неравномерные, в наличии посторонние звуки, то скорее всего данная деталь неисправна, вероятно засорилась. Громкость и насыщенность шумов говорит о большом забитии.
Попробуйте проверить без вспомогательных приспособлений, нужен только острый слух и опыт. В случае неисправности в районе блока цилиндров слышен высокий звук, по тональности близкий к свисту или тонкому писку. Возможно, вы слышали этот звук, это повод для дальнейшей проверки форсунки на специальном тестовом стенде.
Измерение сопротивления мультиметром
Второй способ проверки форсунок бензинового двигателя без обязательного снятия их проводится с использованием мультиметра. Перед выполнением диагностики надо выяснить электрическое сопротивление форсунок на конкретном моторе. Следуем плану, делаем в такой очередности:
- Отключаются провода высокого напряжения от форсунок.
- Ставится прибор в режим омметра 0 — 200 Ом.
- Отключается от бортовой сети вся электрика, сбрасывается кабель с «минуса» аккумуляторной батареи.
- Отключается электропитание на тестируемой форсунке.
- Подсоединяется к ней мультиметр и делаем замеры.
Значения для форсунок высокого импеданса 11-17 Ом, низкого — 2-5 Ом.
Если полученные измерения сильно отличаются от установленных значений, то вероятнее всего испытуемая деталь неисправна.
Необходимо ее снять с посадочного места и заняться ею посерьезнее. Проверка мультиметром предусматривает диагностику всех форсунок по очереди, чтобы выявить все рабочие и неисправные.
Также надо учесть, что подача напряжения от ЭБУ происходит прерывисто, а не постоянно. Мультиметр предоставит вам усредненные значения.
Проверка питания форсунок на ВАЗах
Для проверки берем как стандартный пример двигатель ВАЗ 2110. Среди контактной группы четыре контакта ведут к четырем форсункам, а пятый контакт здесь служит «массой».
Проводим действия по порядку:
- Разъединяем электрическое питание форсунок.
- Измерительное устройство устанавливается на предельное сопротивление 200 Ом.
- Замеряется парами контакты каждой форсунки с контактом «массы».
Сопротивление на всех проверяемых элементах не должно выходить за пределы показаний 11,5-15,5 Ом. Так мы можем измерить их сопротивления по отдельности.
Кроме того исправность форсунки можно проверить вибрацией. Нормальная рабочая форсунка слегка вибрирует на работающем двигателе. Если вибрация не наблюдается, то возможно она неисправна.
Проверка наличия электропитания проводится следующим образом:
- По очереди каждая форсунка отсоединяется от проводов питания.
- Двумя отдельными проводами они подключаются прямо к аккумулятору.
- Если при таком подключении, она работает и распыляет топливо, значит проводка неисправна.
Манометром со сканером
При проверке форсунок на порционную подачу топлива выполняем следующие операции:
- Отсоединяется подача топлива от бензонасоса и запускается двигатель, убирается давление топлива, двигатель вырабатывает его и глохнет.
- В топливную систему подключается манометр.
- Затем подключается подача топлива к бензонасосу.
- После подключается компьютер для получения показаний и диагностики к блоку управления автомобиля.
- Дальше проверяются функции включения и отключения бензонасоса.
- Сканируются рабочие функции форсунок с применением программного обеспечения и управления через ЭБУ.
Для каждой операции проводятся следующие действия:
- Включается зажигание.
- Снимаются данные манометра, он должен показывать 2,8-3 атмосфер.
- Затем через управление ПО отключаем бензонасос.
- После манометр должен показать понижение давления до 2,8 атмосфер.
- Через управление ПО включаем форсунку.
- На манометре не должны фиксироваться заметные изменения.
- Снова включается бензонасос, возвращается давление до первоначальных значений 2,8-3 атмосфер.
- Потом по тому же алгоритму проверяются все остальные форсунки, после каждого замера восстанавливаем давление в системе подключением бензонасоса.
При замере у них должны быть одинаковые показания сброса давления. При обнаружении в любой отдельной форсунке некорректных значений нужно проводить ее дополнительную проверку. Возможно она неисправна.
После выполнения всех операций скидывается давление в системе. Подключается бензонасос, заводится двигатель, снимается манометр.
Проверка форсунок снятых с двигателя
Когда первичная проверка форсунок проведена и были обнаружены проблемы, которые требуют более подробной диагностики, то для проведения работы будет необходимо снять их с двигателя. Ниже описаны эффективные способы их диагностики после снятия.
На рампе
Данный способ требует демонтажа форсунок вместе с топливной рампой. Рампа снимается, под нее устанавливают стаканы или какие другие сосуды для приема выбрасываемого форсунками топлива. Перед работами нужно отсоединить аккумулятор. После окончания работ питание нужно будет подключить обратно.
Соединяем топливопроводы, зажимаем их штуцеры. Включаем кратковременно стартер на 10-15 секунд. Наблюдаем за «факелом» подачи топлива и за наполнением стаканов. Если все форсунки работают нормально, то в стаканах будет равный объем топлива. Если с какой-нибудь из них не все в порядке, то следует для более подробной диагностики снять и проверить ее на стенде.
Надо также проверить состояние корпуса форсунки на предмет подтекания из нее топлива.
На стенде
Есть необходимость так же проверять механические свойства форсунок. Проверку их проводят на тестовом стенде.
На стенде проводят проверку следующих характеристик:
- единичный объем подаваемого топлива;
- параметры давления внутри форсунки;
- конфигурацию образующегося распыляемого «факела».
Форсунка на тестовом стенде подвергается самой полной диагностике. После такой проверки можно делать точные выводы о возможности ее ремонта или рекомендовать ее замену.
Проверка монофорсунки
Что представляет собой моноинжектор? Сейчас он считается устаревшим, встречается очень редко. Принцип моновпрыска — подача топлива через одну общую форсунку, она ставится перед дроссельной заслонкой. Такая система пока еще встречается на VW, Audi, Skoda, Seat выпуска 90-х годов.
Моноинжектор проверяют в следующей последовательности:
- Проверяются пары контактов форсунок, измерения должны соответствовать 1,2-1,6 Ом.
- При значениях, выходящих за установленные допуски, требуется провести детальную диагностику.
В устаревших моделях моноинжекторов помимо обычной центральной применяют также пусковую форсунку, которая во время неблагоприятных условий пуска мотора в период низких температур подает дополнительное топливо для уверенного пуска. Она работает в течение нескольких секунд и сразу же отключается после запуска двигатель.
Принцип работы пусковой форсунки такой же как и у обычных. У нее те же проблемы, что и у обычных. Проблемы выявляют себя, когда затруднен запуск двигателя. После пуска происходит глушение. Проверяется форсунка посредством следующих процедур:
- Устанавливается стакан для топлива.
- Снятая форсунка ставится в этот топливосборник.
- Подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи.
- Также от АКБ запитываем бензонасос.
- Проверяем параметры угла «факела» топлива и уровень подачи топлива.
При сравнении можете ориентироваться на примерные данные системы K-Jetronic. Угол распыления должен быть 80°, количество топлива 70-100 мл/мин. Эти данные приблизительны, но близкие к стандартным.
После проверки желательно тщательно высушить монофорсунку, чтобы убедиться в ее герметичности. В течение пары минут нужно сделать визуальный осмотр на наличие подтеков. Если их нет, то можно продолжать эксплуатацию.
3 способа чистки форсунок без снятия
Чистка форсунок производится тремя способами:
- В топливо добавляют активные чистящие присадки. Состав этих присадок содержит щадящие чистящие добавки, которые подаются в форсунки вместе с топливом и производят их очистку.
- Принудительная очистка давлением. Автомобиль на трассе разгоняется до высоких скоростей 110-130 км/ч и едет с такой скоростью порядка 10 минут с высокой частотой оборотов двигателя. Высокая нагрузка пробивает отверстия, удаляя из них засорение.
- То же самое на холостом ходу без движения. На стоячем автомобиле нужно поднять частоту оборотов двигателя до 4-тысяч и удерживать их в течение 5 минут. Это тоже приведет к очистке, но делать эти процедуры предпочтительнее на скорости, так как нагрузка в движении будет выше.
Самостоятельная чистка снятых форсунок
Основной проблемой форсунок может быть засоренность. Их неэффективная работа исправляется простой чисткой химреагентами.
Очистку проводят следующим образом:
- Подготавливают «очиститель», шприц 5 мл, пластиковую трубку, тару для слива реагента 5-10 литров, зарядное устройство телефона с прерывателем-выключателем и проводами.
- Плотно устанавливают форсунку в шприце.
- Подключают питание форсунки через зарядное устройство.
- Подают в форсунку чистящее средство.
- Прерывателем-выключателем включается форсунка.
Во время чистки реагент растворяет загрязнения и выбрасывается в пустую тару. Процедура повторяется до полной очистки.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.